Общая исповедь. Архимандрит Нектарий Мулациотис

ИсповедьПаломник. Исповедь, в том виде, как она проходит сейчас, совершалась так же и в первые века христианства?

О.Нектарий. Нет! Тогда исповедь была публичной и совершалась перед лицом всей церкви, а в конце священник вместе со всем народом прощал каждого покаявшегося в своих грехах. Однако позднее, когда люди отдалились от Бога, такой чин исповеди начал создавать много проблем.

Приведу вам характерный пример из жизни раннехристианской общины: если муж изменял жене, то на исповеди он признавался в этом грехе перед всей церковью, а его супруга, как добрая, смиренная и истинная христианка искренне прощала его. Но то же самое делал и супруг, если вдруг оказывалось, что его супруга не была ему верна.

Однако позднее, когда люди удалились от Бога, и их гордость непомерно возросла, такая форма исповеди стала вызывать различного рода проблемы в семьях христиан и в целом в христианской общине. Поэтому Церковь постановила, чтобы таинство исповеди совершалось только между исповедующимся и священником.

В наши дни, спустя почти две тысячи лет, публичную исповедь возродил в России святой праведный Иоанн Кронштадтский. Тысячи верующих приходили к нему на исповедь, и он просто не успевал бы исповедовать всех, если бы отпускал грехи каждому по отдельности.

Нечто подобное произошло и со мной. Когда несколько лет назад я был в поездке по США  и Канаде, сотни людей ежедневно собирались в храмах, где я читал проповеди, и просили исповедовать их. Там была и молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые. Они теснились в храмах и на улице, ожидая каждый своей очереди на исповедь.

Я подсчитал, что для исповеди всех людей, которые ежедневно сотнями собирались в храмах, мне понадобиться задержаться в Америке и Канаде на несколько месяцев. Тогда я вспомнил о святом Иоанне Кронштадтском и о том, что он делал, видя перед собой толпы народа, пришедшего на исповедь. Не имея возможности поступить иначе, я, недостойный, стал совершать в храмах Америки и Канады общие исповеди. Я просил всех, желающих исповедоваться, преклонить колени и закрыть глаза, чтобы не видеть рядом стоящих, и обратиться лицом ко мне. После я говорил, что буду перечислять различные грехи, обращаясь ко всем сразу, и если кто-то совершил какой-то грех из перечисленных мною, то пусть он высоко поднимет руку, чтобы я мог его видеть.

Каким трогательным событием, настоящим чудом была каждый раз такая исповедь! Это чудо переживал не только я, недостойный, но и все исповедовавшиеся. Слезы текли из глаз  у многих из тех, кто впервые пришел на исповедь, причем на исповедь общую!

Кончив перечислять грехи, я просил всех положить руку на спину впереди стоящего, и, возложив епитрахиль на того, кто стоял ближе всего ко мне, начинал читать разрешительную молитву. Еще я говорил, что если кто-то впал в грех, который я не упомянул, то пусть он потом подойдет ко мне отдельно и покается в нем. Во время той незабываемой поездки на рубеже 80-х и 90-х годов, длившейся всего несколько дней, тысячи американцев и канадцев покаялись в своих грехах во время общей исповеди.

Архимандрит Нектарий Мулациотис

Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса, старца монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Греция) «Иисус – возлюбленный сердца моего». Издательство монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Фокида), 2013 г.

 

 

(281)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.