Орнамент в росписи храма

Роспись в ХрамеПравославный храм, по учению отцов Церкви, не является просто зданием, предназначенным лишь для богослужебной цели. В православном храме все имеет свое глубокое символическое значение. Каждая часть храма отвечает потребностям богослужения и в то же время заключает в себе особый таинственный смысл, что наиболее полно раскрывается в росписи, имеющей своей целью наглядно выразить в духовных образах догматическое учение Церкви. Священные изображения, находящиеся на стенах храма (иконы, мозаики, фрески), таинственно содержат в себе присутствие того, кого они изображают.

Храм есть символ Небесных обителей и воплощение видимого мира. В разное время происходили изменения в росписях, но в своей основе сюжет росписей и канон остались неизменными и по сей день. Росписи являются образным назиданием, своеобразным живописным Евангелием всего учения Церкви, помогая открыть каждому всю важность главнейшего события для людей — спасения.

Но не мало важным элементом в росписи является орнамент. Пространства между отдельными композициями заполняются орнаментом, где могут использоваться сюжеты растительного мира или такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

Вроде бы орнамент выполняет подчиненную роль, однако как в музыкальном симфоническом произведении значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме росписи храма.

Вот как описывает роспись в Сан-Витале в Равенне Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»,:

Все сюжетные композиции выделены подчеркивающими сюжет рамами геометрического орнамента. А вот все остальные сложные криволинейные поверхности архитектуры — арки, откосы, своды — все заполнено орнаментом иного характера. Этот орнамент, живой, свободный, составляется то из пышных цветов, по лепесткам и листьям которых порхают птицы, то из античных кратеров с поднимающейся из них вьющейся лозой, и воркующими рядом голубями. Мы видим здесь свивающиеся ленты, белые лилии, павлинов, распустивших веером свои хвосты, корзины со спелыми плодами и составленные из плодов гирлянды. Даже образы Христа и апостолов в медальонах обрамлены «виньетками» в виде сплетшихся хвостами дельфинов.
Поражающее воображение богатство орнаментальных форм, сияние глубоких и насыщенных цветов смальты в сочетании с сиянием золота, создает ощущение, что человек, находящийся в храме, является свидетелем существования иного, прекрасного, не поддающегося описанию словами мира, где в гармонии и радости сосуществует все земное.

орнамент

 

Источник

 

 

 

(1375)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.