« Мои дети – хуже всех »

дети в воскресной школе« Мои дети – хуже всех »… Да, я думала примерно о том же – в отношении собственных детей. А еще о том, какая «никакая» из меня мама, и как вообще все безрадостно и бесперспективно в моем педагогическом огороде. Разве что на луну выть не хотелось – и то лишь из-за солнца в зените.
Иногда мне кажется, что мамам и детям жилось бы легче, если бы мамы меньше думали о педагогических техниках и собственной профпригодности. Впрочем, как это – меньше думали? Те, кто не думает, растят беспризорных разгильдяев или вышколенных, но несчастных и безвольных отличников – это вам на любом «мамском» форуме авторитетно подтвердят.

То ли дело – воспитание с умом. Ты знаешь почти все о возрастной психологии, теории привязанности, методике Песталоцци, о специфических проблемах старших, средних («синдром ребенка-сэндвича», о, ужас!) и младших детей в семье…
Но почему же часто на практике тебе от этого не легче, а все безрадостнее, почему? Вообще-то, подумав, много можно дать ответов на такое «почему». Хотя бы и заметить, что там, где слишком много «ума» и рефлексии, неизбежно страдают эмоции, и выветривается тепло в отношениях, как бы много ты о его пользе ни читала и ни думала.

Но главное, кажется, не в этом.
Самая увесистая часть родительского отчаяния, которое временами накатывает на любую (или почти любую) маму, исходит от попытки взвалить на свои плечи то, что для тебя не предназначено. Глупо впрягаться в 30-тонную телегу и патетически восклицать: «Ах, я не справляюсь!». Но именно так мы поступаем, когда начинаем считать зоной своей ответственности то, в чем волен только Бог.

Для нас, православных мам, это особенно тонкая ловушка. Мы так много прочитали про «правильное» воспитание детей – в том числе и про то, что в педагогике надо оставлять место для Бога и Его благодати – что уверены: уж вот сейчас-то мы возьмемся, да ка-а-а-к воспитаем! Даже если умом мы помним про Бога, подсознательно мы все равно ждем стопроцентного результата только от себя и своих педагогических усилий. Мы же будем все делать правильно: с умом, любовью, молитвой, принятием, «природосообразно», демократично, традиционно – и все-все получится!

Первой, конечно, открывается проблема «правильности» наших действий. Правильные книги – даже если их читать ежедневно перед сном по двести страниц – влияют на наши действия в решительный момент катастрофически мало. Ну, вот ты знаешь, что нельзя орать, клеймить позором ребенка, а не его поступок, ругать при свидетелях. И что? Когда в сто первый раз под самым твоим носом раздается истошный рык «Отдаааай!!!» и начинается драка, прочитанные умные книги помогают тебе ненамного лучше, чем помогли бы они быку, узревшему тореадора.

Увы, на наш «воспитательный процесс» распространяются все закономерности духовной жизни, и процент выполнения нами мудрых педагогических рекомендаций никогда не превысит процент исполнения Христовых заповедей. Как бы ни была отточена наша педагогическая методика, она не обезвредит до конца «механизм» передачи детям нашей греховности, наших страстей и дурных навыков.

Существуй такая чудо-педагогика – не пришлось бы и Христу распинаться. Зачем – если человек, овладевший безотказным педагогическим методом, сможет своими силами оборвать шлейф греха и страстей и вырастить нового, безгрешного человека.

Нет, человек не сможет, и лично я не смогу. Но Христос умер и Христос воскрес – и Он готов восполнить то, с чем ты не справилась! Это не повод самой ничего не делать – но повод не ждать от себя великого и невероятного – тогда и унывать не придется, карабкаясь потихоньку. Это повод больше молиться – и видеть, как действительно восполняется и выправляется то, что еще вчера казалось тебе бесперспективным. Что-то не выправится никогда – что ж, ребенок перед рождением не давал подписку вырасти бесстрастным. Да ему и не в кого, честно говоря…

А еще груз всевозможных знаний по психологии и педагогике заставляет нас заранее нервничать и унывать, ожидая дурных результатов там, где об этом «психологи пишут». Ах, у моей старшей будет комплекс идеальной помощницы! Ох, мой младший вырастет избалованным эгоистом! О, чаду не хватило эмоционального тепла – что теперь из него получится! Эх, я ведь, дура, в младенчестве его «к рукам не приучала» — теперь он в будущем меня любить не будет! Сын без отца растет? Тут вообще: ах, ах и ах!

Если бы сей психологический детерминизм давал стопроцентные гарантии – где осталось бы место промыслу Божию? Да, у старших, средних и младших детей в семье свои особенности и проблемы развития. Но перед тем, как начать нервничать, что не удается их исправить, не стоит ли задуматься: может, не зря именно этот ребенок родился старшим, а этот – младшим? Да, что-то мы можем «компенсировать» и «улучшить», но перед тем, как бросаться компенсировать, полезно притормозить и поразмыслить: а может, все примерно так и задумано?

Даже в ситуации, где действительно больше нашей вины, чем промысла Божьего, – рано «ставить крест» на ребенке и собственной педагогической деятельности, потому что «вот, в одной статье сказали…»

Есть, есть Тот, кто силен поправлять и компенсировать там, где мы напортачили! Увы, вот этой девочке объективно не хватило в детстве материнского тепла – может, Господь компенсирует это развитым интеллектом? А вот тот мальчик рос без отца. Да, возможно, он будет «безвольной тряпкой и жалким подкаблучником». А возможно – высокоразвитой и тонко организованной натурой, сможет хорошо понимать женскую логику и вызывать тем самым восторженное благоговение жены…
Главное, чаще себя подбадривать: невозможное возможно Богу. А возможное Богу не обязательно удастся нам. И подумаешь! Лишь бы Он, если что, был рядом.

Елена Фетисова
Источник

(28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.