Обвинение в сращивании Церкви с государством

Святейший Патриарх КириллОтвет Патриарха Алексия на вопрос об обвинении Церкви в сращивании с государством.  – Отвечаем одним словом: это миф. Миф, созданный специально. Ведь церковь нужно атаковать с какой-то мировоззренческой позиции и нужно создать эту мировоззренческую позицию. Вот она сегодня создается. Есть миф о сращивании, о клерикализации нашей жизни. Для чего? А для того чтобы показать, что через это сращивание церковь претендует на управление вашим сознанием, вашей волей. Что это некая псевдоидеология, которая приходит на место коммунистической идеологии. А из этого делается вывод: Церковь опасна с точки зрения свободы, она будет порабощать ваше сознание. Мифы все.

А теперь перейдем к разбору полетов. Итак, сращивание. Ведь у нас есть «Основы социальной концепции Русской Церкви». Ну вот журналисты, перед тем как распространять этот миф, просто взяли бы эту книжечку и посмотрели, что говорится на тему отношений Церкви с государством. Церковь защищает свою автономию, считает, что только свободная Церковь в государстве имеет возможность духовно влиять на людей. Что всякое сращивание, всякая клерикализация крайне опасна для проповеди. Мы же проходили через все это в дореволюционное время. Там было сращивание, но не по вине Церкви, а по вине государства, которое оккупировало Церковь. Итак, нет ни одного документа, ни одного заявления, ни одного слова Патриарха, на основании которого можно было бы сделать вывод о сращивании.

А откуда все это возникло? А возникло вот откуда. За последние двадцать лет та самая Церковь, которую обвиняли в бездействии, в неспособности осуществлять миссию в современном мире, достигла очень больших результатов в просвещении нашего народа. Наш народ становится православным. Перед нами сегодня, даже чисто визуально, во время пасхальной службы, во время больших праздников в храмах, – другой народ. Это и люди среднего возраста, мужчины и женщины, с детьми на руках, это молодежь, это дети, это и пожилые люди. Это наш народ.

Так вот теперь давайте скажем, как должен себя вести верующий политик, член Православной Церкви, если он вступает в диалог с Церковью. Он что, должен всячески дистанцироваться от своих убеждений? Он разговаривает с Церковью как сын Церкви…Он вступает в доброжелательный диалог с Церковью. Почему мы должны от одного факта, что президент или премьер-министр раз или два раза в год молятся вместе с Патриархом, делать вывод о сращивании?

А почему мы должны лишать этих людей, которые являются верующими людьми, права помолиться, в том числе и вместе со своим Патриархом? Так вот одна эта картинка возбуждает нездоровые чувства у тех, кто не желает усиления Церкви в нашем обществе.

Еще одна картинка, которую наши противники представляют, чтобы доказать сращивание: Патриарх на базе атомных подводных лодок в Вилючинске. И что? А почему не делается вывод о сращивании Церкви с американским государством, когда нам показывают капелланов в Афганистане? А почему не возникает вопрос о сращивании, когда в регулярных войсках почти всех европейских стран на профессиональной основе работают капелланы? Патриарх приехал по приглашению военных моряков, чтобы сказать им слова признательности. Он приехал к своей пастве, потому что большинство моряков – верующие люди. Какое же здесь сращивание? Это, если хотите, пасторский, миссионерский визит. Картинку представляют народу и говорят: «Посмотрите, какое сращивание».

Это подмена понятий. Не сращивание, а христианизация нашего общества – вот что пугает наших оппонентов. Вот откуда, как говорится, рога растут. Страх перед тем, что Православие, которое было практически разрушено в советское время, за 20 лет сумело вернуться в жизнь своего народа. Конечно, не так, как бы нам еще хотелось. Но, может быть, вся эта шумиха поднимается для того, чтобы нас остановить. Хочу сказать: не остановит.

Патриарх Кирилл (из интервью)

Источник

(33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.