Как христианам проводить свободное время

СемьяСвятые отцы говорят, что после необходимой работы в свободное время христианин может заняться другим более легким трудом, что позволяет избегать праздности. Феофан Затворник (Письма, п.1186): «Совершив благое дело, к чему обратитесь, — к отдыху или к другим делам? Благослови Господи и отдохнуть; благослови Господи и еще что поделать».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §396): «Христиане не должны в праздности жить, но должны в благословенных трудах упражняться».

Как известно, к легкому труду относятся разные виды рукоделия.

Игнатий Брянчанинов (Письма, п.81): «В свободное время занимайтесь более рукоделием, какое найдете более удобным».

Феофан Затворник (Письма, п.1466): «Рукоделью учитесь. Изберите, какое посручнее. — Вон — некто ложки делает. Это и не мудрено, и для здоровья подходяще. — Есть которые вяжут одною иглою или крючком. Можно чулки вязать, перчатки, шлыки (вид шапки), салфетки на столы, фуфайки и множество разных вещиц. А все просто — одним крючком, — и прием один, взглянул и знаешь… — Без рукоделья от скуки не убежать. Хоть и на священстве. Я знаю 5-6 рукоделий. Есть время, когда ничего не делается, ни читается, ни пишется. Его нечем наполнить, кроме рукоделья».
Амвросий Оптинский (Письма к мирским лицам, п.191): «Пишете, что по слабости глаз не можете заниматься тонким рукоделием, и просите меня назначить вам какое-нибудь послушание. От скуки можете вязать чулки или иное что подобное».
Есть советы о том, что можно обучаться искусству.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч.2, отд.2, А, бб): «Учить искусствам — прекрасное дело, именно: пению, рисованию, музыке и другим; то же к мастерствам женским и мужеским. Они доставляют приятный отдых духу и благонастроение. Но надобно, чтобы не забывалось главное: созидание духа для вечности».

Христиане должны отдыхать с пользой для души и тела

Итак, выше мы сказали о телесных трудах – их упорядочении, что позволяет избегать чрезмерной усталости и многопопечения, и сказали о легких трудах – разных видах рукоделия, что позволяет избегать праздного проведения времени (например, у телевизора или компьютера). А теперь кратко скажем об отдыхе вообще, для которого есть также некоторые правила.

Во время отдыха «заботься о том и делай то, что относится к Богу и пользе души».

Иоанн Златоуст (т.8, ч.2, О том же предмете (о Пасхе) 3-е): «Если правильно и сообразно Христу хочешь соблюдать субботу и праздничный покой, воздерживайся от мирских забот и занятий, а заботься о том и делай то, что относится к Богу и пользе души».

Троицкие Листки (ст. 650): «Первое и главное правило касательно употребления времени то, чтобы оно не улетало праздно — без добрых и полезных дел, что должно проводить его так, как повелевает Закон Божий: «Всем время, и время всякой вещи под небесем» (Еккл. 3; 1). Следовательно, для всякого времени есть и должно быть свое дело, и для всякого дела есть и должно быть свое время. Нельзя, поистине, верить тем, кои жалуются на избыток времени, ищут и не находят, как провести, или, как справедливо говорят, «убить время». Эта жалоба не от недостатка дела, а от недостатка усердия к истинно полезным делам. Может ли не быть дела у христианина, который обязан знать все, от Бога дарованное нам».
Развлечения должны «освежать силы, а не истощать их», подкреплять дух, а не расстраивать силы.

Нравственное богословие Е.Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Основание или одно одобрение основываемых увеселительных заведений и народных игрищ): «Скажут: «развлечения человеку полезны и необходимы». Правда. Но здравый смысл и христианская совесть одобряют только такие развлечения, которые освежают силы, а не истощают их, подкрепляют дух, а не расстраивают душу».

Источник

(1455)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.