Прощай всё!

Когда-то прародители наши обладали совершенным, ничем не возмутимым счастьем в раю. Счастье это заключалось не в упоении красотами природы «под кущами райских садов», не в отсутствии тягостных забот о существовании, не в безболезненности человеческой природы — нет, но в ближайшем общении с Богом, в непосредственном ощущении Его святыни, в живых непередаваемых беседах души человеческой с Божественным Духом.

И чем выше и полнее было до грехопадения это блаженство близости к Богу, тем ужаснее было после грехопадения это удаление от Бога, это духовное сиротство и одиночество человека…

Человечество истосковалось в этом душевном одиночестве, оно закоченело от внутреннего холода. И вот явился Христос, чтобы вернуть человечеству достояние сыновства, вернуть ему тесную связь с Божеством, вернуть в степени еще высшей, чем было в раю, ибо там не было того, что явилось здесь: Христос назвал здесь людей братьями и друзьями, дав людям в пищу Свою сущность — пречистые Тело и Кровь, простер свою любовь к людям до того, что терпеливо стоит и ждет у двери нашего сердца…

Так Христос принес людям прощение от Бога. И это прощение дано нам не за подвиги какие-либо, не потому, что мы имеем на него какое-либо право, — нет, но единственно по милосердию и любви Отца Небесного. Отпущена вина непослушания, забыты преступления своеволия; прощение даровано без укоров и суда…

Братья! Это богатство милости и прощения и нас зовет к тому же, и нам твердит: «прощай!». «Прощай всюду и везде; прощай, пока обида еще невыносимо жжет тебя, пока ты ее остро переживаешь. Прощай именно тогда, когда тебе хочется проклинать, мстить и вредить. Прощай все, не считая, чтобы мог потом с дерзновением сказать Господу: «остави мне долги мои, как и я оставил должникам моим»…

Сегодняшнее Евангелие и учит нас этому: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14-15). В другой раз Христос еще ярче указал нам долг всепрощения, когда повелел до семижды семидесяти раз в день прощать брату своему прегрешения его. Припомните, как Он сам в невыразимых муках молился за своих палачей: «Отпусти им, Отче, ибо не ведают, что творят»… Зная все несовершенство человеческой природы, Он не осуждал их, а жалел и прощал. Ведь и у нас обыкновенно обиды, причиняемые или по духовному ослеплению от Духа злобы, или невольно — по немощи человеческой, или даже просто, воспринимаются нами как обиды — то, что совсем и не имело этого характера, а просто по нашей придирчивости, гордости, самомнению, эгоизму. Когда горечь обид закипит в нашем сердце, когда близкие люди, которым мы от чистого сердца приносили жертвы, изменяют нам, когда все внутри нас будет негодовать и кипеть, — тогда то и простим все безусловно, без расчета!

Ведь это не они оскорбляли нас, а кто-то другой, стоящий за ними, темный, сеющий вражду, в чьей власти они находятся. Зачем же гневаться на тех, кто сами не в своей власти?!

Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков)
Источник

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.