Технология спасения

Когда человек приходит в храм, то первое, что спрашивает: как креститься, куда свечи ставить? Можно ли есть кальмаров в пост? Это все как раз технологические вопросы. А до вопросов – как мне терпеть соседа по подъезду? что ответить раздраженному коллеге по работе? как простить родственника, который нанес тяжелую обиду? – до таких вопросов человек часто не дорастает вовсе. А если дорастает, то медленно и трудно.

Начинается все именно с кальмаров в пост. Иначе говоря, технология – делай так, получишь результат – она нас всегда разъединяет.

Технология и шаблон – это бытовое, часто малозаметное проявление законничества. Закон очень удобен тем, что если я его исполнил, то «отойдите от меня, я свое дело сделал».

А любовь, о которой говорит Спаситель, вслед за ним и апостол Павел, она не имеет границ. Апостол пишет: «Она никогда не перестает». То есть нельзя полюбить ближнего полчаса, а потом сказать: «Теперь, друг, уйди. У меня свои дела». Нельзя любить Бога полчаса в день, когда мы стоим на утренней или вечерней молитве. Любовь – это целожизненное явление.

По немощи нашей, по греховности, по поврежденности, мы постоянно пытаемся от Бога и от ближнего отгородиться конструкциями закона. Вот я это сделаю и это должно принести результат. Но, друзья, так не получается.

В религиях закона, в исламе, например, есть так называемые пять столпов ислама. Если человек их исполняет, то он имеет право на рай. Если не исполняет, ну, сам виноват. А апостол Павел говорит: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех». Спаситель мог бы дать нам детализированные, технические инструкции что делать в этом случае, а что в том. Но что мы видим?

Бог сначала дает нам легкий завет – Ветхий. Во Второзаконии появляется много детализированных рекомендаций. Декалог – десять заповедей Ветхого завета – прописаны, ограничительны и трудно исполнимы, хотя вполне понятны: не убивай, не кради, не прелюбодействуй. Очень быстро декалог разрастается до 613 заповедей Ветхого завета с крайне доскональными комментариями. Но от них мы приходим к притче о мытаре и фарисее.

В притче читаем: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи… пощусь два раза в неделю, даю десятину со всего, что получаю».

Значит ли это, что не нужно исполнять закон Ветхого завета? Нет, не значит. Потому что тогда Спаситель сказал бы, что фарисей пошел домой осужденным, а мытарь оправданным. Но Господь говорит, что один «пошел домой более оправданным, нежели другой».

Вслед за этим Господь дает заповеди Нового завета, заповеди блаженств. Они гораздо сложнее.

Они требуют от нас самостоятельной работы, хотя бы потому, что не дают нам законодательных рекомендаций. Примеры, поучительные истории, конечно это важно и здорово. Но примеры и жизненная история работают не сами по себе. Они воспринимаются каждым индивидуально, уникально. Рассказывать о людях, которые исполнили свой христианский долг и предназначение я бы поостерегся.

Во-первых, кто и насколько исполнил свое предназначение как христианин, мы узнаем лишь на Страшном суде. Мотивация внешне благовидных и не благовидных поступков все-таки может быть очень разной. Во-вторых, привести пример общеупотребительный слишком сложно. Я не возьмусь.

Впрочем, расскажу шуточную притчу, которую встретил в сборнике одного сибирского писателя Мирослава Бакулина и она мне запомнилась.

Попадает человек на Страшный суд. Его встречают ангелы.

– Давай, проходи в Царствие Небесное.

–Да как же? Чего я такого сделал? Как я свое предназначение Богом определенное исполнил?– спрашивает человек удивленно.

– Слушай, ну ты со студенческим отрядом ездил?

– Ездил.

– В вагон-ресторан в поезде ходил?

– Ходил.

– Девушка еще напротив сидела, помнишь?

– Помню.

– А что говорила?

– Просила соль передать.

– Ну, и ты?

– Ну я передал.

– Вот! Заходи.

Понимаете, мы часто думаем, что детально разбираемся в технологии нашего богообщения, будто точно знаем, что Господь от нас ожидает, что важно, а что второстепенно. Но настоящее христианство – это внутреннее состояние. Реализовываться вовне оно может практически незаметно.

Священник Глеб Козлов, настоятель храма священномученика Владимира г. Королева.
Источник

(40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.