«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» Мф.19:24. «Игольное ушко» — так назывались вороты, через которые входили в Иерусалим, они были очень узкие, что не позволяло войти в них верблюду или навьюченному животному, если их не разгрузить. Таким образом эти ворота выполняли функцию таможни, т.к. ограничивали собою габариты проносимого через них.
Почему верблюду легче пройти, а богатому тяжелее? В чем разница между верблюдом — неразумным творением и, можно представить, разумным купцом — богатым человеком? Мне кажется, очень просто. У верблюда, наверное, только одна мысль: «Как избавиться от этого груза, который уже несколько километров я ношу с собой, как быстро избавиться от него, для того, чтобы найти покой и утешение?». А богатый человек, конечно, не хочет избавится от этого — и ему нужно проходить именно со всем: деньгами, и т.д. Архимандрит Василий (Паскье) (источник)
Опасность богатства заключается прежде всего в том, что оно дает возможность богатому исполнять все свои греховные вожделения и порочные стремления и все больше и больше опутываться всевозможными греховными пристрастиями. Пользуясь всем, что он только пожелает, человек богатый легко делается самонадеянным, самодовольным, заносчивым, гордым, и в отношении к другим людям — черствым, немилосердным, жестоким. Наслаждаясь и упиваясь всеми удовольствиями и благами здешней земной жизни, он скоро забывает о Боге и о будущей жизни: грубая чувственность, постоянно невозбранно удовлетворяемая, заглушает в нем духовные потребности, духовные стремления, порывы к высшей, лучшей жизни, погашает в нем жизнь духовную.
В результате всего этого в душе такого богатого богатство совсем вытесняет Бога, оно становится для него «иным богом», вместо Бога истинного.
Итак, не само по себе обладание богатством — грех, а возможное отношение к нему человека, обладающего этим богатством.
«Не богатство беда», говорит наш великий наставник благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник, «а упование на него и пристрастие к нему. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий: такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить» Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 4. Что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?
(139)