Мы не учили детей самому важному

церковь детиТолько лишь любовь к Богу может дать человеку абсолютную гармонию и душевный мир. Смысл жизни для человека – это обретение Бога. Христос для нас является также и Учителем. Видите, как прекрасно говорит нам Господь в Евангелии: «Научитеся от Мене…» То есть человек учится от Самого Христа, учится из Его слов, Его учения, Его жизни, но более всего из опыта личностного общения с Ним, основанного на любви. Поэтому этот опыт производит в человеке такое действие, что он побеждает любовь ко всему существующему в этом мире.

Замечено, что в последнее время в Церковь стало ходить много молодежи. Люди старшего поколения, наверное, обратили внимание на то, что до определенного возраста почти все дети ходили в храм, собирались на духовные беседы, молились Богу. И, подрастая, постепенно теряли интерес к духовной жизни. Я говорю о возрасте с 14 до 18 лет. Потом приходит время воинской повинности, учебы в институте и выясняется, что труд по катехизации детей, духовные беседы, собрания – все это было напрасным. Как вы думаете почему? В чем же наша ошибка? Конечно, в этом возрасте играют большую роль человеческие слабости, наклонности, увлечение умножающимися соблазнами. Но «ошибка», по моему мнению, не в этом, а в самой Церкви, но не в Церкви, как в Божественном установлении, а в нас, в людях Церкви. К сожалению, для нас не было очевидным, что наши дети в первую очередь нуждаются в том, чтобы мы научили их любить Бога. Мы учили их всему: и евангельским идеям, и быть милостивыми, и любить других людей, мы очень старались, чтобы они выросли честными, хорошими людьми. Но самому важному мы их так и не научили – любви ко Христу. Потому что для нас богословие стало некоей отвлеченной философской идеологией, неким человеческим измышлением. Мы находимся в полном неведении о том, в чем состоит любовь к Богу. По этой причине еще недавно многие современные православные христиане не придавали особенного значения посту, бдениям, исповеди, причастию, чтению житий святых. Нет. Им достаточно было читать другие книги. Человек, призванный к личному опыту общения с Богом, ограничивался узкими рамками, его внимание было направлено в совершенно другое русло. Поэтому совсем не удивительно, что в период наступления совершеннолетия мы постоянно, одного за другим, «теряем» своих детей. Что говорить, конечно, грех силен, особенно когда его познают на опыте. Зачастую грех привлекает к себе и держит человека в плену. С другой стороны, что может удержать человека, чтобы он не отпал от Церкви? Теория? Идеи? Но все это лишь мертвые тени вещей. Идея не в состоянии удерживать человека постоянно, каким бы идеологом он ни был.      К счастью, сегодня мы живем в совершенно другую эпоху. Сегодня мы видим, что мы вновь встаем на ноги, что мы вернулись к Церковной традиции, к нашим корням, мы, если так можно выразиться, заново открыли самих себя. Смотрите, сегодня мы видим в Церкви молодые лица, мы видим людей, любящих Бога, людей с абсолютно новыми данными и предпосылками. Как и у всех нас, и у них случаются падения, у них есть свои проблемы, трудности. Однако они внимательно слушают о любви к Богу. Вот именно об этом им нужно говорить сегодня. Пусть они учатся любить Бога. Когда они любят Его, они открывают внутри себя личный опыт Его ответного действия. Они постепенно приобретают духовный иммунитет, который становится противовесом греху. Даже если грех и уязвит такого человека, то присутствие любви Божией и знание о ней утешит и поддержит его сердце, он стяжает познание, что невозможно спастись собственными силами, собственным старанием. Христианин надеется только на Божью милость, на Его благоутробие, на Его безграничную любовь, выраженную в Его Крестных страданиях за все человечество. Если мы затрагиваем тему воспитания в Церкви сегодня, то мы обязательно должны говорить о таком мистическом опыте, о таком руководстве, которое приводит человека к любви к Богу.

Митрополит Лимассольский Афанасий 

Источник

 

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.