Недавно я услышал очередной рассказ человека, грех которого принес ему много несчастья. Этот человек уже исповедовался в грехе, однако продолжает страдать от глубокой подавленности и чувства вины. Такое бывает с самыми разными людьми: они не чувствуют себя прощенными, хотя ищут этого прощения и исповедуют свои грехи. Итак, о чувстве вины и вере в прощение нам и стоит поговорить.
Чувство вины может быть разрушительным. Оно может пустить жизнь человека под откос, психологически и физически. Часто это чувство ведет к еще худшему греху. Cамый известный пример – Иуда. Он так сокрушался о своем предательстве, что даже повесился, окончательно себя погубив. Так бывает: люди совершают один грех, а потом, чтобы наказать себя или «отстрадать» за него – еще и другие.
Психотерапевты прилагают немалые усилия к тому, чтобы избавить людей от этого чувства, и это им удается с переменным успехом. Церковь предлагает нечто другое: избавление от факта вины, за которым должно последовать избавление и от этого ужасного чувства. Исповедь не меняет наши чувства – она меняет реальность. Исповедь – это не сеанс психотерапии. У нее может быть психотерапевтический эффект – это нормально, но содержание ее не в этом.
Когда мы исповедуем наши грехи, Бог прощает их. Это относится не к нашим переживаниям – это относится к реальному положению дел. Когда мы слышим: «Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо…», — происходит нечто сверхъественное в прямом и буквальном смысле: наши грехи изглаживаются полностью и навсегда. Их больше нет. Как говорит Бог через Пророка, «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис 44, 22). Представьте себе, что я совершил преступление и должен понести за него кару.
Но тут происходит нечто чудесное: государь провозглашает мне прощение. От него прибывает гонец и торжественно свидетельствует мне об этом. Более того, государь повелевает полностью уничтожить мое дело: все досье, где собраны свидетельства о моих преступлениях, сожжено. Все тома заведенного против меня уголовного дела превращены в пепел без всякой возможности их восстановить. Все электронные копии стерты, а диски, на которых они хранились, отформатированы. После этого специальный корабль отвозит их в глубочайшее место Мирового океана – и топит, и они скрываются под водой навсегда. Именно это и происходит с нашими грехами, когда мы приносим их на исповедь. «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих 7, 19).
Чувства и переживания могут не иметь отношения к реальности. Человек, пребывающий в тяжком и нераскаянном грехе и подвергающий свою душу страшной опасности, может чувствовать себя прекрасно. Человек, давно прощенный, может страшно терзаться и не находить себе места. В отношении того, что истинно, а что нет, мы полагаемся не на наши чувства или переживания, но на слово Божие и свидетельство Церкви, которое не может лгать. Вера – это не переживание, это активное решение, выбор. Мы решаемся принять слово Божие, достигающее нас через Церковь, как непреложную истину.
Мы верим в то, что Бог простил нас, на основании Его обещания: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан 1, 9) Нам не нужно искупать наши грехи нашими страданиями – это было бы невозможно. За все наши грехи уже пострадал Христос. Как говорит святой Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, чем мы были должны – и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малою каплею». Евангелие есть благая весть о прощении грехов, и мы принимаем это прощение верой. Мы должны поверить слову Божиему о том, что мы действительно прощены. Бог не осуждает нас и не укоряет; наши прошлые грехи изглажены – их больше нет. Как сказано в Писании, «это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя» (Ис 54, 9).
Если мы исповедовали наши грехи, Бог простил нас и хочет, чтобы мы жили в радости и благодарности, как люди, которых Бог освободил и принял. Уныние и отчаяние – не от Бога; такие мысли внушает нам лукавый, и мы должны прогонять их, опираясь на истину Божию. Прошлые грехи не могут иметь над нами власти. Если мы исповедовали наши грехи, голоса, которые укоряют и изводят нас – не от Бога. Мы принимаем решение не верить им, а верить Богу, который простил и принял нас навсегда.
Сергей Худиев
(94)