Отцы Церкви постоянно подчеркивают необходимость наличия у православного христианина великой добродетели рассуждения. Прежде всего, речь здесь идет о даре, помогающем сохранять жизнь христианина в равновесии. Человек, обладающий этой добродетелью, становится примером для своего ближнего, так как он способен безропотно нести свой крест с терпением и выдержкой. Это дарованное Святым Духом терпение умиротворяет человека в общении с каждым из его ближних. Внушая добродетели, терпение исцеляет.
Имеющий рассуждение знает, что сказать, когда сказать, с какой целью и сколько. Кроме того, он – истинный знаток молчания, которое является следствием переживаемого им Божественного спокойствия. Во многих случаях это молчание свято, если оно следует примеру молчания Христа перед Страстями: «Он молчал и не отвечал ничего». Становится понятным, что рассуждение, по сути своей, является равновесием между словом и молчанием.
Рассуждение можно увидеть лишь на примере человека, удостоенного этим благословением от Святого Духа. Он разжигает в ближнем стремление к добродетели, не нагружая слабого непосильной ношей. Это человек скромный, радостный, знающий чувство меры в смехе. Рассуждение можно заметить в его учтивых словах о ближнем, в полном тепла взгляде, в жизнерадостной речи, в любви. В такой атмосфере человек видит истину, изгоняя все следы лжи из своей жизни. Так рождается мир, любовь, надежда, свет, радость и, в особенности, общение с братом и Богом, уходят плоды гордости, которая лишает человеческую жизнь всех даров Святого Духа.
Отсутствие рассуждения рождает преувеличения, фанатизм, подозрительное молчание, несправедливое осуждение, испуганное беспорядочное отступление с пути, ведущего в Царствие Божие, нерешительность, медлительность духа, бесплодную жизнь, становится причиной злопамятности по отношению как к ближнему, так и к Богу. Иными словами, человеческий разум и человеческая природа лишаются благоразумия.
Духовная жизнь не строится с помощью простых, не требующих труда рецептов. Не существует магических заклинаний для обретения духовности во Христе и согласно Христу. Проблемы в жизни христианина не решаются сразу и без личных жертв. Кроме того, свидетельство и вера во Христа – ничто без Его исповедания. Этому учат Отцы Церкви, на этом пути мы должны стоять, проходя через тяжелую и упорную борьбу совершенствования по примеру Христа. Беспечность несовместима с духовным ростом. Любая попытка построения духовной жизни с помощью рецептов является ничем иным, как эгоцентричным поведением больной человеческой гордости.
Одним из плодов рассуждения является общение, и для исполненного благодати человека это – очевидный факт. В современном мире остро стоит проблема межличностных отношений. Однако для человека, обладающего рассуждением, этой проблемы не существует, так как в этом человеке нет и следа тщеславия. Его слова однозначны. Уйдя от отношений с людьми, он, тем не менее, глубоко лично относится к каждому своему ближнему, будь то его брат или враг. Имеющий рассуждение знает, что для отношений с ближним, как с образом Божьим, необходимы понимание, близость, подход к каждому. Кроме того, нужны вежливость, взаимодействие, снисходительность. Но конечно, ничто из этого не будет иметь смысла, если в человеке нет духа самопожертвования по отношению к другим.
В настоящее время человек, в сущности, пытается самоопределиться в атмосфере противостояния. Человек оказывает давление на своих ближних, ведет себя корыстолюбиво, пытаясь достигнуть своей цели. Таким образом, относясь с корыстью и принуждением к ближним, он теряет человеколюбие. Обладающий рассуждением находится в мире с самим собой и не противодействует, но не потому, что слаб, а потому, что выбрал путь жизни в Боге и осознает, что любое противодействие приведет ближнего в состояние гнева и еще больше отдалит его от совершенствования по образу Христа. Порой рассуждение в человеке приводит человека к такому «громкому» молчанию, что поглощает отголоски греха. Если же оно решается говорить, то всегда начинает со слов: «Господи, помилуй мя грешнаго». Так происходит потому, что рассуждение определяет любовь как важнейшее условие общения. Все крайности уничтожаются добродетелью смирения. Смирения, которому присущи самостоятельность и значительность. Необходимо смирение как жизненное правило, свободное от любых псевдо-условностей, характерных для псевдо-смирения, сбившегося с пути обожения. Всякая крайность сбивает с пути человека, отдаляя его душу от смирения. А без смирения становится невозможным исполнение Божественной воли, поскольку эгоизм человека обожествляет его собственную волю. Таким образом, в человеке теряется любое чистое помышление, которое полностью основывается на Божественной воле, уступая тварности.
Человек рассуждения освобождается от суровости, поскольку знает, что покаяние, умение прощать, любовь – это дары от Бога, которые превосходят грех безболезненно, непредрассудительно и мирно, обещая человеку благой ответ перед Богом. Таким образом, рассуждение не приносит боль, наказание, не приводит к душевному утомлению, не усугубляя ситуацию. Поистине, рассуждение спасает, не наказывая, ибо все люди являются творениями Божьими, которых каждый благочестивый, боголюбивый и сдержанный христианин обязан чтить, как образы Божьи.
Борьба за обретение добродетелей, эгоцентричная цель личного совершенствования, неупорядоченная духовная жизнь – это самоцель христианина, лишающая его общения как с ближним, так и с Богом. В такой ситуации человек, опирающийся лишь на свои силы, отдаляется от спасительного единения веры, забывая предать свою жизнь в руки Божественного промысла. Рассуждение обличает эти неверные суждения, возвращает человека к общению с Богом, помогая избежать гибельной и бесплодной духовной жизни.
Чтобы любое действие православного христианина было спасительным, оно должно осуществляться с рассуждением о духовном росте. Сам Христос определил эту меру даже для самой высшей из добродетелей – любви. Он заповедует «любить ближнего, как самого себя». То есть и любовь определяется правилом рассуждения «как самого себя» – не больше, не меньше. Соответственно, следуя этой логике, человек не может достигнуть уровня какой-либо добродетели, если его духовные стремления не имеют рассуждения. Напротив, любое действие, осуществляемое безрассудно, даже если оно, в конце концов, имеет положительный результат, не приведет к духовному росту, так как в нем будет отсутствовать истинная цель – прославление Бога через праведные деяния благочестия и веры. Самое худшее, с чем может столкнуться человек, – это маниакальная погоня за святостью при отсутствии рассуждения, которое гласит, что человек не может стать святым лишь по своему желанию, а потому, что это попускает Бог.
В таких случаях «духовный путь» человека становится нескончаемой дорогой без определения направления вплоть до того, что душевная страсть переходит в одержимость. Ведь не имеющий рассуждения оказывается не в силах определить дистанцию между Богом и тварной реальностью, которая его окружает, считая, что все находится под контролем его неудержимого духовного рационализма. Это объясняет и порочность многих людей, считающих себя членами Церкви Христовой, но на самом деле не принадлежащих к ней, поскольку из-за отсутствия добродетели рассуждения они выражают зависть, памятозлобие, лукавство, равнодушие и все то, что апостол Павел так ярко описывает в своем Первом послании Тимофею. Источник этого – полное неповиновение Божественной воле, в то время как от христианина требуется послушание Евангельским заповедям.
Когда человек настойчиво желает святости, игнорируя при этом добродетель рассуждения, он ведет к гибели себя и окружающих. Он впадает в крайности, становится раздражительным, поверхностным, легкомысленным, а значит, его духовная жизнь не принесет хороших плодов.
Жизнь человека, в котором отсутствует рассуждение, становится неконтролируемой. Напротив, обладающий рассуждением православный христианин непрерывно и неустанно приближается к совершенствованию по образу Христа. С чистым сердцем он всегда становится победителем на своем пути, постоянно учась и имея знание Бога, его вера воплощается в любви, в общении с Богом и людьми. Такой христианин удостаивается Царства Божия, так как с готовностью и опытом «восходит на гору Господню, в дом Бога нашего».
(40)