Известно, что в спорте очень много моментов, которые можно бы назвать искусительными. Основа спорта – соревнование. Тут и гордыня, и слепой азарт, к которому могут примешиваться очень жесткие эмоции к сопернику. Чем хороша физкультура? В ней этого нет, там не за что соперничать. А в профессиональный спорт, где есть погоня за результатом, где вращаются огромные деньги и прочие «прелести» коммерциализации, где используется допинг, очень сильно примешивается страстная составляющая. Здесь православный человек должен приложить немалые усилия, чтобы оставаться православным. Он должен осознавать, где начинается та черта, с которой в соревнования вмешивается черная зависть и злоба, начинаются договорные матчи и другие греховные вещи, в которых, несмотря на любые спортивные перспективы, человек верующий участия принимать не должен. В спорте этого очень много, и мы обязаны об этом говорить! Отрицать, что современный спорт – это элемент политики и финансового обогащения, наивно. Большой спорт – это мощная вещь, которую диавол хочет прибрать к рукам.
Но когда мы говорим о соревнованиях, где ничего этого нет, то я не вижу проблемы для участия в них.
Можно проявлять смирение, несмотря на то, что любое соревнование – это стремление к победе. Более того, к играм человек должен готовиться, он должен тренироваться и выкладываться по полной ради победы. Но не в ущерб другим, без желания уязвить или обидеть. Дать лучшее, на что ты способен, – разве есть в этом противоречие христианству?
Правила честного соревнования требуют смириться, когда в честной борьбе ты оказался слабее. Но, если выиграешь, смирение тоже нужно – чтобы побеждать благородно, не выпячиваясь, не превозносясь, не унижая соперников. Смирение украшает и победившего, и проигравшего.
Протоиерей Андрей Ткачев
Источник
(72)