Святой Иоанн Златоуст в своих многочисленных трудах часто говорит о молодых людях. Он нередко упоминает об особенностях молодости и о различных проявлениях молодых людей. Мы расскажем о некоторых умозаключениях Иоанна Златоуста, касающихся молодого возраста. Святой говорит о том, что духовная борьба в каждом возрасте одинакова. Не существует возраста, в котором эта борьба не была бы сопряжена с трудом и болью. Однако напряженность этой борьбы в каждом возрасте может быть различна. Мы можем наблюдать молодых людей, усердно борющихся, и стариков, живущих в страстях: “В защиту нерадения, пусть никто не выставляет, как предлог, ни юности, ни старости; ведь и теперь много у нас молодых наполняют это духовное зрелище, а старые безобразничают в цирке; опять же: старики с сединою украшаются этим слушаньем, а молодые чрез тамошнее созерцание употребляют свою юность весьма неразумно (PG Т. 58, С. 503)”.
Златоуст приводит в пример “отроков, поправших печь”, которые “были очень молодыми, вполне юношами”.
В другой своей беседе святой порицает юношей, которые, ссылаясь на свой возраст, впадают в грех: “Если бы не было много других юношей, целомудренно живущих и прежде и ныне, то, может быть, нашлось бы для вас какое-нибудь оправдание; но так как они существуют, то как можете сказать, что мы не были в силах подавить пламя вожделения?” (PG Т. 62, С. 427). Человек может быть молод, но обладать умом пожилого, мыслить здраво и мудро, как это делал Давид: “Давид, будучи юношей и даже совершенно мальчиком, (сын) незнатного отца, привязанный к земле и пастбищам, убежал от городского и сельского шума и предавался в пустыне любомудрию. Он не имел ничего общего с житейскими делами, но с ранней юности пребывая в тишине, сродной добродетели, и сидя в пустыне, как бы в пристани, попечением об овцах снискал царство небесное. Итак, он был юношей, почти мальчиком, юношей по возрасту, но зрелым старцем по разуму” (PG Т. 55, С. 567). Не возрастные различия определяют добродетельность человека. Златоуст отмечает, что имеет место “различие в расположении души: если ты будешь бдителен, нисколько не повредит тебе незрелость возраста; если будешь нерадив, не получишь никакой пользы от старости”.
(54)