…Хотя я сомневаюсь в своей способности вести беседы на тему семейной жизни, мой небольшой опыт исповеди и духовного наставничества наших братьев, живущих в миру и борющихся на этом благословенном поприще, подсказал мне ограничиться лишь ответом на вопрос, который мы часто слышим от людей семейных: “Отче, мы живем в мире, находимся в обществе, имеем семью, как же мы можем спастись? Возможно ли нам достичь уровня тех святых, о которых мы читаем в книгах?”
Я думаю, мы можем остановиться на этой теме и посмотреть, как разворачивается духовная борьба внутри семьи, как здесь можно сражаться со страстями, как исцеляется и освящается здесь человек.
Мы знаем, что святые каноны нашей Церкви хранят незыблемой подлинную православную нравственность. Первое правило Гангрского Собора гласит: “Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, совокупляющеюся со своим мужем или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой”. Несомненно, строгость и резкость этого правила, равно как и многих других, ему подобных, дает нам прочную основу для разрешения этого вопроса и теперь нам остается лишь рассмотреть духовную борьбу внутри семьи на практике.
Христианская жизнь и, в особенности, рассматриваемая нами жизнь семейная, представляет собой образ триипостасной Божественности. Семья как общение личностей отображает во всей полноте любви единство Святой Троицы, где каждое лицо сохраняет свою ипостась, не нарушая этого единения и живя единой природой трех лиц. Классический термин “единство в Троице и Троица в единстве” ясно выражает всю тонкость и стройность этих Божественных взаимоотношений, одновременно являясь архетипом каждой настоящей семьи.
Соответственно, мораль выводится из догмы, а православный взгляд на человека внутри семьи – это сохранение, равно как и восполнение личности в единстве семейного союза, основанного на любви, где все члены составляют единое нерушимое и неделимое тело.
Все святые отцы сходятся на том, что раскол и разделение проистекают из личностного разрушения и размывания в каждом отдельном человеке его сотворенности по образу Божьему и его природной красоты. Результатом этого является индивидуализм и отчужденность со всеми их печальными последствиями. Как следствие грехопадения, приходят страсти, представляющие собой болезнь нашей природы, постоянного и коварного врага нашего спасения.
Поэтому каждый из нас, где бы он не находился, имеет перед собой стену страстей, которую необходимо преодолеть для того, чтобы получить возможность общения в любви с живым и истинным Богом, сотворившим его, равно как и с людьми – образами Божьими и его братьями. И в большей степени – внутри семьи, где связь должна быть настольно сильной, чтобы составить сплоченное и неделимое тело, несущее на себе все тяготы, словно один человек.
Наши святые, руководствуясь своим личным опытом и Божественной мудростью и, главным образом, вседобродетельной и образцовой жизнью нашего Господа, выделяют среди страстей три основополагающие, называя их гигантами страстей, от которых, как из источника, разливаются и другие страсти, образуя запутанный лабиринт всех направленных против нас ухищрений врага нашего спасения.
Они ничем не отличаются от тех, которыми сатана искушал Господа, когда Тот постился в пустыне, из-за чего они по праву считаются главнейшими. Ведь если бы они не дополняли весь круг диавольских искушений, диавол не был бы полностью обезоружен.
Этими страстями являются: тщеславие, себялюбие и сладострастие. И поскольку они осаждают каждого человека и становятся препятствиями на его пути к Христу, давайте же рассмотрим, как они действуют в пространстве семьи, как бороться с ними, дабы они не достигли своей цели – всеобщего разделения, которое начинается внутри нас самих, распространяется на наших близких, нашу семью, и заканчивается отходом от Бога и Спасителя нашего.
Митрополит Афанасий Лимасольский
Продолжение следует…
Источник
(10)