Первый порок – тщеславие, или, лучше сказать, эгоизм – является источником и корнем всего развращения и греха после грехопадения. Тщеславие ослепляет разум и изгоняет свет Божий, из-за чего человек совершает страшные ошибки, ведь действует он в состоянии смертоносного опьянения, толкающего его в бездну несчастья. Тщеславие заставляет человека не замечать и не понимать действительность, вследствие чего он живет в иллюзорном мире, созданном его больной эгоистичной фантазией.
Эта пагубная страсть излечивается в пространстве семьи с помощью снисходительности, терпения и совета ближнего. Когда человеку становится недостаточно его собственных суждений и решений и он прислушивается к мнению других людей, ему следует, отсекая свою волю и жертвуя ей, сбрасывать с себя тесные и душащие оковы эгоизма. Так перед ним открываются просторы смирения.
Смирение – это неотъемлемая часть сердца Христа, всегда идущая рука об руку со своим верным другом – кротостью. Две этих добродетели – смирение и кротость – столпы, на которых зиждется вся крепость семьи, которой приходится выносить как внутренние, так и внешние бури и натиски. В кругу семьи, где ее члены различны по физическим и духовным возрастам, и где каждый растет и развивается по-разному, кротость становится связующим материалом, сплачивающим и соединяющим членов семьи, мирно и неуклонно ведя их к всеобщему совершенству и зрелости.
Второй разрушительный порок, рождающийся от предыдущего и следующий за нашим телом, словно тень, – это себялюбие – чрезмерная любовь к себе, культ своего я, требующего, чтобы все вертелось вокруг него, по нашему желанию и предпочтению. Себялюбие – это крайний индивидуализм во всей его полноте, разрушающий всякое общение и связь по причине неспособности отречься от своего я.
Себялюбие порождает мятежность и своенравность, в результате чего мы, к сожалению, становимся свидетелями ежедневных семейных конфликтов. И если мы присмотримся к их причинам, то убедимся, что они заключаются ни в чем ином, как в индивидуализме, себялюбии и своенравии либо супругов, либо детей в их взаимоотношениях. Когда мерой всех наших движений и чувств становится наша личность, наше удовольствие и спокойствие, то становится ясна причина всех многочисленных разводов, превращающая в руины и наносящая раны одними своими привычными фразами: “Мне это не нравится”, “Он не способствует моему самовыражению”, “Он не понимает меня”, “Мы не подходим друг другу”. Себялюбие делает нас жестокими, безжалостными, по-настоящему слепыми и бесчувственными, поскольку, стремясь удовлетворить лишь свои потребности, мы остаемся равнодушными ко всему, что происходит вокруг, ко всем ранам и потерям, от которых страдают другие члены семьи и в особенности дети.
Лекарством от себялюбия, согласно святым отцам, является бескорыстная любовь. Любовь, дающая жизненные силы, чтобы убить “я” и дать жизнь “ты” и “мы” в общении. Любовь, которая “не ищет своего” и имеет своим учителем Христа, пожертвовавшего собой ради жизни мира и тем самым учредившего Церковь.
Любовь – это забвение нашего “я” и возрождение нашей личности, ведь это самое что ни на есть здоровое движение души. Но дабы мы смогли “уничижить себя” и исполниться жизни, любовь наша должна, прежде всего, обратиться к Богу, а через Него распространиться на человека и все творение. Поэтому жизнь во Христе необходима и членам семьи, чтобы они сумели по-настоящему понять подлинную сущность любви, где она начинается и где заканчивается, каков ее истинный путь и движение, дабы она была чиста и свободна от греховных чувств и человеческих критериев.
Третья страсть, которая прочным звеном соединена с цепью вышеупомянутых пороков, – это, согласно святым отцам, сластолюбие.
Сластолюбие в общем своем проявлении – это отрицание любого труда и лишения во благо другого, а также абсолютизация и обожествление удовольствия. Этот порок коренится в духовной болезни грехопадения и помрачения далекого от Бога ума, распространяясь и оказывая влияние на тело человека, которое является храмом Святого Духа и частью тела Христова.
Митрополит Афанасий Лимасольский
Добродетели и пороки внутри семьи
Источник
(81)