С чего начать борьбу с гневом? С ненависти к нему. Святитель Феофан Затворник говорит, что «сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания».
Мы должны осознать эту страсть врагом, который нагло вторгся в нашу жизнь и целенаправленно ее разрушает. Что не мы управляем нашей жизнью и строим ее, как хотим, а наша страсть выстраивает ее за нас. Мы хотим не гневаться, не раздражаться, не срывать злобу на окружающих, хотим видеть в людях хорошее, а ничего не получается, страсть сделала нас рабами. Вот когда мы поймем, что не мы управляем страстями, а они руководят нами, порабощают нас, когда захотим стать свободными от их влияния («мы не рабы, рабы не мы!») и после этого примем твердое решение вести беспощадную борьбу с внутренним врагом-поработителем, вот с этого момента и начинается путь к исцелению. Борьба с гневом – это очень серьезная работа, требующая терпения и времени. Нам нужно очень сильно захотеть с ним бороться. А для этого необходимо осознать всю пагубность этой страсти.
После осознания своей немощи и бессилия второй шаг – это горячая просьба к Богу о помощи. Эта просьба должна быть регулярной (ежедневной) с верой, упованием и смирением перед Господом. Очень хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил бороться с гневом и раздражением, помочь увидеть в событиях дня и окружающих людях хорошее и избегать осуждения, раздражения и обидчивости. Вообще, если мы имеем какую-то особую просьбу ко Господу, нужно постоянно, в течение дня держать ее в душе и во всякое удобное время вспоминать. И на службе в храме, и проходя мимо храма, и просто когда будет свободная минута. Хорошо также взять на себя какое-то особое молитвенное правило, читать, например, канон или акафист Господу или Богородице. Какой именно, можете выбрать сами, главное – чтобы молитва была усердной.
Ненависть к страсти
Вернемся к тому, как возненавидеть страсть. Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность. Для этого существует несколько способов.
Чтобы понять всю неприглядность страсти, очень важно как бы взглянуть на себя и свою страсть со стороны. Ведь мы не очень представляем, в каком неприличном, отталкивающем виде мы предстаем, когда отдаемся гневу. Есть такой совет: когда гневаешься, обижаешься, раздражаешься, поднеси к лицу зеркало (особенно эффективно для женщин) – и ты увидишь не свое привычное милое лицо, а какую-то бесовскую маску. Вот на нее-то и приходится смотреть окружающим в момент твоего раздражения. Помню рассказ одной женщины, которой ее соседка невольно помогла взглянуть на себя со стороны во время семейных скандалов. Однажды соседка встретила эту даму и спросила ее: не знает ли она, кто из соседей так ужасно кричит на своих домашних, постоянно устраивает им скандалы? может быть, нужно уже принять какие-то меры? И этой женщине стало страшно стыдно, ведь эти домашние разборки устраивала именно она, а соседка об этом не догадывалась, так как знала ее как внешне спокойную и добропорядочную женщину. После этого урока она стала следить за собой, и домашние баталии прекратились.
При страсти гнева очень важна частая исповедь. Кроме покаяния в грехе и укрепляющей силы таинства здесь есть еще один момент: когда ты рассказываешь духовнику о неприятных для тебя вещах, таких как ссоры, скандалы, вспышки, тебе становится стыдно совершать эти грехи вновь, появляется дополнительная мотивация в борьбе с гневом. Проговаривая неприятные для тебя ситуации, особенно стыдишься за свое невоздержанное поведение, при этом совершенный грех предстает во всем своем уродливом виде.
Еще один совет. Говорят, что, когда очень хочется дать волю гневу, начать говорить обидные слова, перейти на крик, нужно в этот момент, вместо приятных ощущений, которые обычно дает гнев, создать неприятные. Следует тут же пойти на кухню и съесть чайную ложечку соли или лимонной кислоты. И так делать каждый раз. Через некоторое время гнев у нас будет связан с очень неприятными, невкусными ощущениями. Это поможет вовремя останавливаться. Вообще, как только подступает помысел гнева, гневное желание, необходимо представлять и вспоминать ужасные последствия, которые обычно бывают после вспышки, и весь тот вред, который гнев приносит людям.
(36)