Таинства Крещения и Миропомазания

крещениеМногие воспринимают крещение как традицию, как благочестивый обряд, который дает почувствовать себя в национальной культурной среде, но крещение по своей сути не имеет отношения ни к истории отечества, ни к национальности, ни к традиции, ни к культуре, а имеет отношение только к одному: в крещении человек рождается в Боге. Если наши дети принадлежат, как нам кажется, нам – по плоти и крови, по факту их рождения, по тому, что мы их воспитываем, кормим, заботимся о них, мечтаем об их светлом будущем, – то в Таинстве крещения мы отдаем своего ребенка в купель, чтобы он стал ребенком Бога, стал Ему принадлежать. Тем самым мы даем поручительство воспитать этого ребенка в вере, в хранении заповедей Христовых, в благочестии, чистоте, в Евангельской истине.

Часто этого мы, к сожалению, не выполняем, но суть крещения именно в этом.

Во время Крещения совершается еще Таинство миропомазания, через которое Дух святой подается человеку, зажигает его божественным огнем, через это человек сам начинает стремиться к Богу. Ведь в мире все, что ни есть, стремится вниз: камень ли подбросишь вверх, он упадет, человек ли споткнется – падает вниз. По законам падшего мира и мы живем. Только одно вещество стремится вверх – огонь, вот такое чудо. И человек, зажигаясь божественным огнем через Таинство миропомазания, через вхождение Духа святого, начинает все время тянуться сердцем к Богу, вверх.

Чтобы огонь горел, нужно какое-то топливо, иначе он погаснет. Так и Дух Божий требует нашей веры, требует нашей воли, требует нашего движения – в том числе, чтобы мы огонь божественный в себе передавали нашим детям. Через молитву, через исполнение заповедей, через знание Евангельского слова, в котором Господь открывает нам истину жизни. Ведь очень много о жизни мы знаем сами по себе, но что мы знаем? Как денег заработать, как картошку посадить, как машину выбрать – мы очень хорошо научились действовать по законам мира. А есть еще законы духовной жизни: они не менее важны, а может, и более. И законы духовной жизни так же непреложны, как и материальные.

Мы прекрасно понимаем, что нельзя нарушать законы материального мира: нельзя, скажем, два пальца в розетку сунуть, потому что током шибанет. Но если человек начинает нарушать законы духовной жизни, тоже происходит катастрофа. Мы, не понимая, почему, оказываемся в тупиковых обстоятельствах жизни, не знаем, куда идти, что делать, как исправить то, что случилось. А исполнять законы духовной жизни – значит, жить по тем заповедям любви, прощения, благочестия, благородства, покаяния, смирения, о которых говорит нам святое Евангелие.

Протоиерей Алексий Уминский
Таинства Крещения и Миропомазания
Источник

(7)