«Одним миром мазаны». Первоначально это выражение означало быть людьми одной веры. Но этот самый «мир» не вселенная, и не общество. Не окружающая нас жизнь и даже не мир, как антоним войны. Это «миро» – смесь масла с ароматическими веществами, которая применяется в Таинстве Миропомазания, следующего после Таинства Крещения.
С этим словом существует и другая путаница: в написании и произношении. «Миро» слово среднего рода с одной «р». Его путают со словом «мирра» (женский род, двойная «р») – ароматической смолой, которая добывается из коры дерева или кустарника, и является компонентом мира.
Слово «миро» происходит от греческого «мирон» – благовонное масло. А действие помазания миром относится еще к ветхозаветным временам.
Свидетельства об этом мы находим в библейской книге Исход. По велению Божию миро составлялось из смирны самоточной – смола миррового кустарника, выступающая на стволе, – корицы благовонной, тростника благовонного, касии и оливкового масла.
«И сказал Господь Моисею…возьми себе самых лучших благовонных веществ…и сделай из сего миро для священного помазания».
Далее Господь сообщает, что этим миром нужно помазать отдельные предметы, и таким образом освятить их:
«и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится».
И также помазать Аарона, и сыновей его, – «посвятить их» – чтобы те стали священниками Господу.
Помазание миром стало знаком осуществления Божьего изволения и сообщило помазанным особое значение, которого они до этого не могли иметь.
Помазание Аарона и его сыновей также выделило их из общего числа людей, и поставило посредниками между Богом и народом.
В последующее время миром помазывались не только священники, но и цари, и пророки.
Таинство Миропомазания в христианской Церкви существует с апостольских времен. Верующему при помазании частей тела освященными миром подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
(33)