Вера в то, что наша природа глубоко повреждена грехом, часто вызывает у людей отторжение. Но Как сказал Английский писатель Гилберт Кийт Честертон, “Если правда (как оно и есть), что человек может получать изысканное наслаждение, сдирая шкуру с кошки, то приходится отрицать либо Бога, как атеисты, либо нынешнюю близость Бога и человека, как христиане”. В самом деле, если мы признаем, что Бог есть любовь, нам остается только признать реальность нашего отпадения – и как человеческого рода в целом, и как отдельных людей.
Люди много раз пытались водворить на земле если не рай, то хотя бы гармоничное, мирное, справедливое и гуманное общество, где не будет войн, несправедливости и угнетения. Они воодушевлялись смелыми идеями, предпринимали героические усилия, шли на великие жертвы. Но из всех попыток устроить рай на земле выходило что-то гораздо более похожее на ад. Всю известную нам историю люди демонстрируют глубокую неспособность жить в мире, любви и гармонии друг с другом и тварным миром в целом. Даже в наиболее благоустроенных и цивилизованных обществах в мире существует полиция, которая защищает граждан друг от друга, замки на дверях, тюрьмы, тщательно разработанные финансовые предосторожности, которые должны помешать ворам и мошенникам. Почему? Какой роковой дефект в человеческой природе обрекает все благие начинания на провал?
В христианской традиции этот дефект и называется “первородным грехом”.
Но особенно неприятное открытие ожидает нас, если мы обратимся от проблем человеческого рода в целом к его конкретным представителям – нам с Вами, и задумаемся над тем, насколько наше собственное поведение, наши мысли, слова и поступки соответствуют хотя бы тем представлениям о добре и правде, которые признаем мы сами.
Тут возникает необходимость разрушить одну иллюзию; обычно мы закрываемся от света щитом, на котором написано “уж мы-то приличные люди”. Беда в том, что на свете не было еще никого кто не был бы уверен что он – приличный, или даже очень хороший человек.
Пол Пот был одним из самых страшных массовых убийц в истории человечества. Уже после того, как он утратил власть, он сказал в интервью журналистам, что его совесть чиста, и, хотя и были допущены определенные ошибки, он делал то, что должен был делать.
Злодеи, отбывающие пожизненное заключение за совершенные ими жестокие убийства, уверены, что они – хорошие люди, страдающие от несправедливого общества. Напротив, люди, искренне стремящиеся к свету, уверены в своем моральном несовершенстве. Чем ближе мы к свету, тем яснее мы видим пятна на нашей совести; чем дальше от Него – тем больше уверены, что “наша совесть чиста”.
Понимание Благой Вести начинается с осознания того, что мы все, и я лично, виновные и глубоко испорченные грешники. Когда мы признаем это, мы оказываемся в состоянии принять прощение и исцеление, которое несет нам Христос.
(46)