Великий покаянный канон Андрея Критского

Канон Андрея КритскогоСегодня, в четверг, читается заключительная часть канона Андрея Критского. Чтение происходит на службе, которая называется “Великое повечерие”, то есть “после вечерни”, так на славянских языках назывался ужин. А название “Великое” подчёркивает значимость богослужения. Кроме того, Канон действительно очень большой: в нём более двухсот отдельных песен – тропарей.

Великим постом Покаянный канон Андрея Критского звучит ещё в среду пятой недели. Эту службу в народе называют “Мариино стояние”, так как песни Канона чередуются с житием преподобной Марии Египетской.

Канон святителя Андрея Критского становится тем трамплином, от которого мы отталкиваемся и ныряем в самую глубину Великого поста. Его читают по частям, в течение первых четырёх дней поста. Загляните в это время в храм, посмотрите – как всё изменилось по сравнению с обычной воскресной службой. Священники одеты в тёмные облачения. Поменялось на великопостное , чёрное или тёмно-фиолетовое убранство церкви: завеса, аналои, покровы на иконах. На повечерии в храме гасят свет, горят только свечи у икон и в руках верующих.

Звучат первые строки Канона и верующие вслед за автором задают себе самый строгий вопрос «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?».

Покаянный Канон – это диалог с собственной душой. В этом разговоре святитель Андрей приводит в пример праотцов Адама, Иосифа, Моисея, царя Давида и других, как праведников, так и грешников. Он сокрушается: “Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога…”.

Особую силу Канону придаёт то, что личная история переплетается со всемирной. Для автора она, в первую очередь, это взаимоотношения человека и его Творца. Отпадение, скорбь, боль и раскаяние. “Я совершил преступление первозданного Адама… Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде…”, – скорбим мы вслед за святителем Андреем. Но в то же время он обнадёживает нас: “не предавайся отчаянию о себе”. Господь может “убелить и отчистить жизнь прокажённую”, – уверяет он. Так Канон Андрея Критского становится ещё и компасом нашего духовного странствия. Он указывает путь – от покаяния к прощению, от греха – к Отцу Небесному.

Источник

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.