Зачастую у нас совсем нет терпения, мы даже не понимаем, что это такое. Но это — великая добродетель! В Евангелии описывается кончина мира, конец истории, то, что мы называем Вторым Пришествием (это повествование есть и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки). В этих рассказах евангелисты в немногих словах очень наглядно показывают, что произойдет при кончине мира. Да, чтение и слушание этих отрывков производит впечатление ужасного события. Рисуется великая драма. Кажется, что люди, которые доживут до этого события, будут испытывать великие трудности. В этих отрывках мы находим два значимых выражения. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13) — то есть тот, кто будет терпеть до конца, будет спасен. И: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Господь говорит Своим ученикам, а через них — всей Церкви: «Смотрите, когда наступят эти трудные времена и вы окажетесь в смятении, путанице, духоте, сделайте лишь одно: терпите. Этим терпением вы сможете испытывать состояние своих душ. То есть так вы будете держать свои души в руках. Если терпения у вас не будет, потеряете все».
Также в начале одного замечательного практического послания, послания Иакова, говорится нечто странное: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. То есть пусть у вас будет большая радость, когда вы впадаете в скорби, во искушения, в различные испытания. Потому что испытание вашей веры производит терпение. И продолжает: терпение же должно иметь совершенное действие (Иак. 1, 3–4). Там, где вы думаете, что теряете веру, — у вас совершенно неожиданно умирает ребенок, вы колеблетесь, у вас все рушится, причем вы и не понимаете, как это происходит, с вами поступают несправедливо самые близкие вам люди, вы заболеваете, и неизвестно откуда приходит то одно испытание, то другое, вы спрашиваете: где же Бог? — именно там находится испытание вашей веры. Вот такое испытание веры — там, где вы теряете все! — производит терпение. А терпение приведет вас к совершенному деланию: оно поможет стяжать свои души, контролировать свою жизнь, выстоять до конца, достигнуть совершенства и спастись.
Добродетель терпения, которого мы в основном желаем своим ближним, необходима и равным образом трудна в своем воплощении. Терпение — это не приятие случающихся событий по необходимости, лишь потому, что иначе мы поступить не можем. Это и не тревожное ожидание избавления от испытания, которое, вероятно, может с нами произойти. Терпение — это таинственное ожидание откровения Божия в нашей жизни, проявления Его воли в пространстве, времени и в тех условиях жизни, которые не оправдывают наша логика и природа, это исполненное надежды ожидание убедительного преображения испытания в Божественное благословение.
У нас бывает такое испытание, которое нас превосходит. Одно из направлений нашей мысли состоит в том, чтобы сложить оружие и сказать: «Ну что я могу поделать?» Мы вынужденно принимаем случившееся с надеждой на то, что, может быть, избавление придет само, так же как испытание. Это терпение — низшего качества. Это психологическое терпение, у него есть свои достоинства, оно помогает, но не освобождает.
Есть и духовное терпение, о котором говорят церковные книги и неложные уста Христовы. Такое терпение помогает нам смотреть поверх скорбных событий, поверх трудных жизненных условий, поверх кривизны и трудностей нашего собственного характера. Оно помогает поверх препятствий, которые чинят нам братья, видеть драгоценное откровение воли Божией. Вот к чему ведет терпение: нужно дать немного времени, чтобы в событиях проявился их смысл, их тайна. Вот где терпение. Ожидать Бога. Менталитет, требующий «здесь и сейчас», который так сильно культивируется в наши дни, не христианский. Единственное, что культивирует такой менталитет, это взращивание эгоизма и господства всегдашнего смятения души. Напротив, на место «здесь» мы полагаем Царство Божие, а взамен «сейчас» — «когда захочет Бог» и вечность.
Так поступает подлинный христианин: вместо того чтобы пытаться контролировать события с требовательным вопросом к Богу «почему?», Он принимает их не со страстью, а с внутренним утешением — как дары и благословение Божие.
(788)