Прежде всего, в этом меня убеждает мое сознание. Затем мой разум и моя воля. Сначала сознание говорит мне: великие страдания, которые претерпел Христос во благо и спасение людей, не могли не увенчаться Воскресением и Божественной славой. Из-за Своих неописуемых страданий Праведник получил в награду неописуемую славу. Это справедливо и наполняет меня спокойствием.
Затем мой разум говорит: без светлой победы Воскресения весь земной путь Сына Божия оказался бы напрасным, и миссия Его на земле стала бы тщетной.
Кроме того, воля убеждает меня: Воскресение Христово спасло меня от нерешительности в выборе между добром и злом, окончательно поставив меня на путь добродетели. Это освещает мою жизнь, давая мне поддержку и силу.
Но помимо этих трех голосов внутри меня существуют и другие, убеждающие меня свидетели. Это славные жены мироносицы, великие двенадцать апостолов, сотни других свидетелей, которые после воскресения Христа видели Его и внимали Ему, не во сне, а наяву, не одну минуту, но целых сорок дней. Меня заверяет в этом пламенный апостол Павел, великий еврейский гонитель христиан, который увидел свет воскресшего Господа посреди дня, услышал Его голос и откликнулся на Его призыв. Павел не пожелал отречься от этого свидетельства даже спустя тридцать лет, в час, когда во времена правления Нерона в Риме был обезглавлен.
Меня убеждает святой Прокопий, римский военачальник, истреблявший христиан в странах Востока, которому внезапно явился живой Христос и обратил его в христианство. И вместо того, чтобы убивать христиан, Прокопий и сам добровольно пошел на смерть во имя Христа. Меня убеждают и тысячи мучеников Христовых в темницах, на местах казни – от иерусалимских до балканских мучеников и современных российских новомучеников.
Меня убеждают и все праведные и добродетельные души, которых я часто встречаю на своем жизненном пути, радующиеся, слыша, что Христос воскрес из мертвых. Это находит отклик в их сознании, волнует их души и радует сердца.
Я вижу свидетельства этому и со стороны грешников и противников Христа. Один лишь факт, что они, грешники и недоброжелатели, отрицают Воскресение Христа, убеждает меня в обратном. В каждом суде ставится вопрос о поведении свидетелей, на основании чего и устанавливается ценность их показаний. Когда трезвые, чистые и святые свидетели утверждают, что знают о Воскресении Христа, я с радостью принимаю их свидетельство как истинное. Но когда нечестивые, беззаконные и несознательные люди отрицают Воскресение Христа, они еще больше подтверждают свидетельства первых и еще сильнее убеждают меня в истинности Воскресения Господа. Поскольку те, кто отвергают его, делают это по своей злобе, а не по знанию.
Кроме того, меня убеждают народы и племена, которых вера в Воскресение Христа привела от дикости к просвещенности, от рабства к свободе, из болота нечестия и тьмы к свету чад Божьих. Возрождение сербского народа также свидетельствует о Воскресении Христа.
Даже одно лишь слово “Воскресение” из мертвых само по себе убеждает меня. Ведь без Воскресения Христа это слово не существовало бы в человеческих языках. Когда апостол Павел впервые произнес это слово в просвещенных Афинах, жители города удивились и взволновались.
Так, дети Божьи, вас приветствую и я. Христос воскресе!
Святитель Николай (Велимирович)
Источник
(10)