Только благодарение мы можем принести Богу

жизнь смысл…У поэта Иосифа Бродского — такие строки: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Главное таинство христианской Церкви называется Евхаристия. С греческого переводится как « благодарение ». Бездна смыслов в этом простом факте. Святые пишут, что в Таинстве Евхаристии — в хлебе и вине — как бы весь материальный мир символически становится благодарственной жертвой Богу. Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь, беспрестанно молитесь, за все благодарите». Честертон пишет, что благодарность дает самую большую радость, какая только ведома людям: человек ощущает себя полностью зависимым от Бога — и чувствует себя в надежных руках.

Так ток высокого напряжения благодарности течет всё шире и шире по всей христианской культуре и дотекает до нас.

И все же я не могу отделаться от ощущения, что призыв благодарить Бога просто потому, что благодарить — это правильно, — неполноценен. Он не описывает ситуацию до конца. Мало ли на свете правильных нужных вещей? И уповать на Бога — нужно. И слушаться Бога — нужно. И вопрошать перед Богом — нужно. И все это взаимосвязано. Но почему-то из всех простых доступных человеку действий именно императив благодарности так часто возникает в разговоре о нашей вере…

Возможно, дело здесь в том, что именно феномен благодарения наиболее точно и полно выражает, кто такой человек по отношению к Богу и кто такой Бог по отношению к человеку. И на чем вообще могут строиться отношения человека и Бога.

Митрополит Антоний Сурожский часто обращает внимание своих слушателей на то, что в природе Бога нет никакой неполноты. В ней, говоря словами апостола Павла, всё «да» и «аминь». Она содержит в себе самой всё и до конца. Нет ничего, в чем Бог мог бы испытать нехватку. И значит, нет ничего, что человек мог бы Богу прибавить своими действиями. Любое приношение человека Богу — нужно не Богу, а самому человеку, чтобы хоть как-то выразить себя. А Бог и без этого может дать человеку всё — и не в ответ на просьбу, хотя и так тоже. Что важнее, Он может дать всё — и просто так. Так что же может немощный человек принести абсолютно самодостаточному Богу? Только благодарение.Ничего другого мы принести Богу просто не способны.

Так императив благодарения указывает нам на что-то важное в нас самих и в Боге, в которого мы верим.

Почему-то удивительно радостно на сердце от этой мысли. Быть может, радость, рожденная благодарностью, несравнима ни с одной другой радостью. И христианину в этом смысле — удобно. Он всегда в неоплатном долгу перед Богом. А значит, всегда есть, за что благодарить.

Источник

(33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.