Недавно мне задали вопрос: как связаны между собою трезвение и трезвость – понятие из сферы духовной жизни и из области насущно-бытовой? Существует ли вообще эта связь двух практически однокоренных слов? По моему мнению, безусловно существует, и даже более глубинная, чем это может показаться на первый взгляд.
Трезвость, или точнее, трезвение – это одна из основных христианских добродетелей. Современным языком понятие “трезвость” можно объяснить как потребность в абсолютно честном, незамутненном взгляде на самого себя и на окружающий мир. Этот взгляд невозможно взять и приобрести просто так, сказав себе, например: “С понедельника стану трезвомыслящим человеком”.
Как и другие христианские добродетели, трезвение неразрывно связано с настоящей, правильной духовной жизнью: усвоение его возможно только для человека верующего, постоянно обращающегося к Богу в покаянии и молитве. Тогда, исправляя свое сердце, человек исправляет и внутреннее зрение своей души – “око сердечное”.
Вообще ни одна добродетель не является некой “вещью в себе”, которой можно овладеть быстро и просто. Я очень люблю одно выражение преподобного Серафима Саровского, может быть, немного смешное, но простое и точное: “Добродетель – не груша, ее вдруг не съешь”. То есть это всегда плод определенных трудов и усилий. Трезвение приобретается, с одной стороны, постоянной духовной работой человека над собой, но, будучи обретено, оно, в свою очередь, открывает ему уже новые пути в том же духовном делании. Раскрытие в человеке добродетели возводит его на другую, гораздо более высокую ступень, а возрастание в любой добродетели бесконечно.
Трезвение – это свобода от самообмана, в духовном смысле – состояние, противоположное прелести. А человек в прельщении – это тот, кто доверился самому себе, своему испорченному, искаженному грехом мнению. Есть пословица: “Кривое правило и прямое сделает кривым”. Сегодня весь мир поражен этой болезнью, не сознавая ее опасности.
В духовной жизни прелесть проявляется как самоуверенность, исключительное доверие своим суждениям, когда собственное “я” становится единственным критерием в отношении человека к миру, Богу и ближним. Признаки прелести обычно бывают яркими и легко различимыми: экзальтация, видения, готовность человека слышать разного рода “голоса” и доверять им, изобретение новых учений и “религий”. К сожалению, с прельщенными людьми сейчас приходится встречаться все чаще и чаще, достаточно вспомнить известного всем Г. Грабового и его “учеников”.
Но и в повседневной жизни самомнение характерно сегодня практически для каждого. Чем публичнее род деятельности человека, тем заметнее последствия его самоуверенности. Наверное именно поэтому, наблюдая за некоторыми политиками, общественными, а порой и “религиозными” деятелями, мы поражаемся неадекватности их поступков и видим, что люди находятся в состоянии страшного самообмана. Тем не менее, повторяю, в той или иной мере самомнением поражен каждый человек, и это отражается на всей его жизни: действия, совершенные под действием страсти, пусть и неосознаваемой, имеют иногда самые неожиданные и чаще всего неприятные последствия.
Спасение без трезвости, конечно же, невозможно, потому что только человек, видящий самого себя таким, каков он есть, может правильно оценить ситуацию и в собственном внутреннем мире, и в мире окружающем. У преподобного Петра Дамаскина есть замечательные слова: “Начало спасения человека – это видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской”. И действительно, человек, трезво оценивающий свои возможности, свои силы, свое состояние имеет шансы его исправить. Так же, как в случае болезни: врач, зная диагноз, может назначить правильное лечение. Но пока диагноз по какой-либо причине не определен, больной будет мучиться, не понимая, в чем дело.
Таково значение трезвости в духовном смысле. Второе значение этого слова – для многих и более привычное – обычно понимают как противоположность опьянению, подверженности определенной зависимости: алкогольной, наркотической. Я бы продолжил этот ряд, поставив рядом с пьянством и наркоманией современные виды зависимостей, актуализировавшихся буквально за последние годы: игроманию, пристрастие к виртуальной реальности. Все эти пороки имеют в своей основе поражение воли, обеднение души.
Опыт показывает, что пить (играть и т. д.) начинают люди, которые очень хотят быть уверенными в себе, но у них это не получается. Парадоксальным образом нетрезвость связана с тем, что человек хочет видеть свое положение достаточно высоким, а действительность показывает ему его реальное состояние. И если он не хочет с ним примириться, но и не собирается ничего исправлять в своей жизни – тогда неимение трезвости как духовной добродетели становится поводом для нетрезвости чисто практической – и человек уходит в иллюзорный мир.
Мы знаем, что главный фантазер – это диавол. Он знакомит с миром фантазий, иллюзий всех людей без исключения, потому что человеческая природа изначально повреждена грехопадением. И чем слабее сопротивление – тем больше внимания уделяет человек своим фантазиям. Очень часто вместо того, чтобы жить, он “проигрывает” свою жизнь, выстраивает альтернативный способ существования в своем воображении. И порой именно эта жизнь становится настолько увлекательной, что он каждую свободную минуту бежит от действительности в мир своих иллюзий и находит средства чисто материального свойства для того, чтобы пробыть как можно дольше и как можно “надежнее” в этом ирреальном мире.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
«Альфа и Омега» №3 (47), 2006
(69)