Универсальный моральный закон

Христианство говорит об одной универсальной, обязательной для всех, системе моральных ценностей. Не мы установили моральный закон, и не в нашей воле его изменить. Это часто вызывает протест — что за тоталитарные притязания? Разве не каждый для себя имеет право решать, что хорошо и что плохо? Кто вы (или я) такие, чтобы говорить другим о том, что правильно, а что — нет?

Такой взгляд называется «моральный релятивизм» — истины в моральных вопросах не существует, каждая культура (или даже каждый отдельный человек) вольны придерживаться своих собственных ценностей. Проблема этого воззрения не в том, что оно противоречит Библии — а в том, что оно противоречит как самому себе, так и всеобщему человеческому опыту.

Когда вы говорите «неправильно навязывать людям универсальную систему ценностей» вы уже делаете универсальное, ко всем людям относящееся утверждение о правильном и неправильном, то есть опровергаете собственное заявление. Кто вы такой, чтобы указывать всем людям, что правильно? Почти все культуры в мире полагают, что нравственные ценности — это не то, что люди себе выдумывают; это что-то объективное, чему люди обязаны следовать. Когда вы говорите «правильно быть моральным релятивистом и неправильно — абсолютистом» (то есть человеком, верующим во всеобщий моральный закон), вы уже провозглашаете на весь мир определенные требования к поведению людей, заявляете о том, что большинство людей в этом мире неправы — и всегда были неправы.

Более того, когда вы хвалите или порицаете других людей, вы также неизбежно апеллируете к общему для всех моральному Закону. Релятивист, который порицает, скажем, испанских конкистадоров, противоречит себе — кто он такой, чтобы отказывать конкистадорам в праве быть жестокими и нетерпимыми? Такова их конкистадорская культура, и кто мы такие, чтобы им указывать? Когда релятивист порицает инквизиторов за нетерпимость, а Вольтера, напротив, хвалит за проповедь терпимости, он обращается к каким-то стандартам добра и зла, которые он считает обязательными для всех людей. Люди достойны похвалы, если им следуют, и порицания, если их нарушают. Это ровно то же самое провозглашение универсального, обязательного для всех Закона, что и в традиционной, в частности, христианской этике — только релятивист не может объяснить, откуда этот закон берется и на чем основан. Выражать какие-либо нравственные упреки другим людям, считать какие-то требования «справедливыми» — значит, неизбежно, обращаться к системе ценностей, которую вы считаете обязательной для всех. Поэтому вера в универсальный моральный закон — это часть нашей человеческой природы. Мы знаем это и до библейского Откровения — Откровение просто знакомит нас с Автором Закона.

Сергей Худиев
Источник

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.