Утешение в молитве

Митрополит Афанасий ЛимасольскийВеликое утешение и отдых для человека после утомительных забот дня – уделить молитве хотя бы немного времени. Посвятить какую-то часть суток своей душе, чтобы молитвой привлечь к себе благодать Святого Духа, так щедро изливаемую на человека в Церкви. Только таким образом он сможет действительно «отдохнуть», потому что отдых не зависит от количества часов сна или дней, проведенных в путешествиях, хотя, конечно, и это тоже является видом отдыха – телесного. Но отдых душевный, духовный имеет несравненно большее значение для человека. Когда человек действительно приобретет живую связь с Богом, это становится для него самым большим и приятнейшим утешением.

Я так говорю, потому что видно, как утешается и радуется душа человека на церковных службах или, например, от пения молебного канона Божией Матери или других церковных гимнов и тропарей, написанных святыми, у которых был личный опыт общения со Святым Духом. В их сердцах присутствовал Сам Бог, и поэтому они с такой точностью могли выражать свой опыт богообщения в церковной музыке, в исполненных глубокого смысла тропарях, канонах и гимнах. Делясь своим опытом через церковные гимны, святые помогают человеку подняться к Богу и стать причастниками Святого Духа, Который щедро изливается на тех, кто Его ищет и желает. Всё это создал Господь в Церкви, чтобы нам передать правильное чувство Его присутствия в храме, чтобы мы могли умиротвориться, чтобы мы смогли ощутить психогогику правильного отдыха и отвлечения, скажем так, потому что я совершенно уверен, что такое умиротворение, которое человек получает от молитвы или церковной службы, он не получит ни в одном центре психотерапии, где иногда бывает совершенно обратное: люди возвращаются оттуда еще более уставшими и раздраженными, чем до посещения.

И вот что странно: ожидается, что люди, посещающие центры релаксации и психотерапии, должны находиться в мирном состоянии духа и душевном спокойствии, на лицах у них должна быть улыбка. Но зачастую бывает обратное: как только они просыпаются, то включают радио или телевизор и принимаются кричать, и потом весь день они на нервах. Выезжая из монастыря утром, мы не раз наблюдали, как люди на улице из-за ничтожных пустяков начинают ругаться, ссориться, говорить проклятия. Видя все это, я задаюсь вопросом: что же происходит с этими людьми? Ну, можно еще понять, когда кто-то поругался в полдень после ряда событий. Но когда в 7 часов утра люди, еще полусонные, еще толком не разлепившие глаза, такие нервные практически на ровной почве – это уж точно какая-то общая патология! Хотя, возможно, они всю ночь провели в увеселительном заведении или клубе или даже в центре психотерапии, из которых вышли на улицу в еще более худшем состоянии.

Но в Церкви так не бывает! Святитель Иоанн Златоуст прекрасно пишет об этом: «Хочешь узнать, что такое Церковь и в чем состоит чудодейственность Церкви? Это довольно просто. Войди в храм и виждь: в храме волки превращаются в овец; входит разбойник, а выходит преподобный; входит гневливый, а выходит кроткий; входит человек, а выходит ангел. Да что я говорю: ангел! Входит человек, а выходит из него бог по благодати».

Вот что значит Церковь. Никто не может оспорить, что, участвуя в службах, молебнах, слушая церковные гимны, человек обретает истинное умиротворение. По этой причине в Православной Церкви существует такое обилие богослужений. Я обратил внимание, что на Святой Горе и вообще в монастырях бывает так: приезжает совершенно дикая молодежь, с дикими глазами, с диким выражением лиц и дикими манерами. Порой на их лицах отпечатывается вся их внутренняя дикость. А по прошествии нескольких дней их жизни в монастыре – а в монастыре они волей-неволей вынуждены ходить на службы – происходит вот что: постепенно на их лицах начертывается некая приятность и кротость благодати Божией. И хотя эти ребята иногда приезжают в монастырь просто чтобы посмотреть, Дух Божий их преобразил, умирил и даровал им подлинную тишину.

Митрополит Лимасольский Афанасий
Источник

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.