Часто можно услышать: мы – верующие, христиане, православные, но в Церковь не ходим, потому что это не обязательно, и вообще у каждого есть свои собственные понятия о Боге, душе, и живем мы так, как нам говорит совесть, у меня «Бог в душе». Когда пытаешься разобраться, кто же этот бог, что живет в душе людской, то оказывается, что у каждого этот бог свой, и все они, эти божества, мало имеют общего с Тем Богом, о Котором говорит Библия, святые отцы. Эти боги чаще всего выступают в качестве некоей неведомой силы, которая помогает в разных делах, наказывает за плохое поведение, защищает от порчи и сглаза, лечит болезни, если правильно поставить свечку перед правильной иконой, наказывает врагов, если совершить нужный ритуал у колдовки, предсказывает судьбу при гаданиях, умножает урожай на огороде и молоко у домашней Бурёнки…
Список полезности такого бога можно продолжать до бесконечности. Такой бог не требует работы над собой, ибо есть судьба, начертанная звездами, и вообще во всех моих проблемах виноваты соседи, завистники и теща, а я просто белый и пушистый. Главное, прочесть нужную молитву и справедливый боженька обязан мне помочь, а потом взять в Рай, потому что я крещен, не работал в праздники (благочестивее ж поспать, или посмотреть футбол), а потом меня еще отпел поп с кадилом, выдав в качестве пропуска в рай разрешительную молитву.
Да и Рай – что это такое, Рай этот? Сейчас множится число анекдотов, в которых прямо говорится, что в Раю то скучно жить…
Пить, курить, развлекаться в компании женщин и просто проводить время в праздности и обжорстве в Раю вроде как не принято, а потому народ наш и на ад согласен, лишь бы там было «хорошо и не скучно».
Ну конечно, скажете вы, ведь у нас веру вытравили большевики, они церкви позакрывали, воскресные школы уничтожили, иконы пожгли, священников поубивали и т.д. Но беда в том, что такое отношение к духовной жизни зародилось вовсе не в советское время, как часто можно услышать – мы ведь все любим поругать коммунистов и атеистов (опять же поиски внешнего врага, о чем уже сказано выше).
В первые века после Пятидесятницы христиане были гонимы массово по всей Римской империи, но это кристаллизовало веру и крепость духа, а христианские мученики были свидетелями Бога Живого, а не конгломерата суеверий, смешанных с язычеством. Они знали, за Кого они гонимы, за Кого готовы отдать жизнь. Вот и у нас гонения вовсе не стали причиной массовой религиозной безграмотности.
Когда родители и крестные оправдываются, говоря, что «нас ведь воспитали в безбожное советское время» – это часто звучит лишь как грубое оправдание, не более. Потому что со времени развала «совка» прошло уже 26 лет. А со времени окончания реальных гонений – и того десятилетия. И когда видишь перед собою 30-40-летних своих сверстников, а то и вовсе молодых людей, которые родились гораздо позже 1991 года, то их рассказы о том, что «веру ведь у нас вытравили» вызывают недоумения и улыбку.
Такое отношение к вере и Богу воспитывается нами самими, нашим нежеланием искать ответы на извечные вопросы бытия, нашей ленью, нашей гордыней и самолюбием. Ведь очень сложно увидеть причину своих проблем внутри себя. Чаще всего такая попытка оборачивается либо крайне ущемленным самолюбием и депрессией, либо полным самооправданием с поиском виноватых.
Протоирей Димитрий Готовкин
Источник
(27)