Духовную пользу приносят только те дела, которые совершаются по любви к Богу

вера, жизнь, смыслКак совершение добрых дел может не приносить духовной пользы? По словам преподобного Антония Великого, в человеке действуют три различные воли: собственная, Божественная и бесовская. Вражеская воля побуждает нас не только вообще не делать добра, но и достигать добродетели ради похвалы, либо, по выражению преподобного Серафима, «для одного добра, а не ради Христа».

Оказывается, и молиться, и поститься, и стоять на церковных службах человек может, преследуя свои выгоды: чтобы быть собой довольным, уважать себя или чтобы им восхищались другие, отмечали его усердие, или, наоборот, чтобы оставили в покое. У внешне добродетельного человека может быть множество внутренних мотивов, которые не принимают Бога в расчет. Такой человек, делая добро, не знает Христа.

Духовную «прибыль» приносят только те дела, которые совершаются по любви к Богу, из желания делать именно так, как учит Христос и Его Церковь, наставляемая Святым Духом. Узнать, ведет ли ко Христу очевидное добро, может внимательный к своему внутреннему миру человек, умеющий распознавать козни лукавого и внутреннюю тягу к самоугождению. Таких людей немного, и их совет очень важен в духовной жизни христианина.

Но даже совершаемое по корыстным мотивам добро способно привлечь человека ко Христу. Замечая доброе зерно, Господь вносит Свои коррективы, «очищает» намерения человека и оставляет ему свободу решать, продолжать ли ему двигаться к Богу или оставаться в своеволии, или, что еще хуже, — в бесовском обольщении (прелести). Если человек воспользуется Божией помощью, то узнает Христа и приблизится к Нему. В таком случае доброе дело, начатое или сделанное из корысти, будет уже «как ради Христа сделанное и только за веру в Него».

Если совершаемое доброе дело укрепляет веру христианина, приносит ему тишину смирения, наполняет сердце милостью к другим людям, то оно сделано ради Христа. «Ибо добро, ради Него сделанное, — поясняет преподобный Серафим, – и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Духа Святого». Если же сопутствующие доброму делу обстоятельства приводят душу в смущение, возмущение и другие мучительные состояния, значит, человек не воспользовался возможностью приобрести духовную прибыль. Но у него нет оснований жаловаться, что все его труды остались тщетными, не давшими плодов благодати. Он просто не использовал свой шанс.

Преподобный Серафим говорит не об эпохальных, меняющих судьбу решениях, а об обычных поступках, из которых состоит вся наша жизнь. Приведу реальный случай. Одна женщина, прогуливаясь по аллее парка с сыном лет десяти, заметила шедших навстречу таких же двух ребят, что-то оживленно обсуждавших. Один из них, очевидно, был ей знаком, потому что она заговорила с ним, а на второго не обратила внимания, и предложила знакомому мальчику пойти на аттракцион вместе с ее сыном. Тот с радостью согласился, а его товарищ еще какое-то время потерянно семенил за ними, пока совсем не отстал.

Все произошло менее чем за минуту, но каковы оказались последствия! Женщина была готова заплатить за чужого ребенка, чтобы ее сын весело провел время. Это было естественным проявлением родительской заботы, но такая щедрость матери не принесла пользы ее душе. За границей внимания оказался друг знакомого ребенка, ей он был не нужен. Женщина могла бы получить духовную прибыль, прояви она великодушие, включив в компанию своего сына и того мальчика, который «случайно» оказался рядом. Но она, не задумываясь, отвергала этот шанс и не заметила «лишнего» ребенка, потому что хотела сделать добро не знакомому мальчику, а лишь своему сыну. Так возможность совершить доброе дело обратилось в пагубу – и не только для души этой женщины. Не одна она поступила против совести. Проигнорировав второго ребенка, она понудила и приятеля сына к предательству товарища (прельщенный аттракционами, он легко его бросил), и преподала злой урок своему детищу: ради собственного удовольствия можно переступать через других людей.

Видимо, подобное случалось и прежде, ведь ее сынишка даже не пробовал попросить маму взять с собой и того мальчика и приобрести тем самым еще одного друга. Значит, у него уже сформировалась определенная черствость души. Со временем мама ощутит это на себе, недоумевая, как сын может быть невнимательным с нею, ведь она делала все для его счастья. Но ей невдомек, что она сама учит сына только получать желаемое и не «тратить себя» на других.

Каким бы образом в данной ситуации поступила женщина, которая стремится строить свою жизнь ради Христа? Как минимум она бы не проигнорировала, что приятель ее сына идет не один. Она бы пожалела незнакомого мальчика, не оставила бы его одного и нашла способ занять всех троих. И даже если бы не нашлось подходящего аттракциона или мама была ограничена в средствах, можно было просто вместе погулять по парку. В любом случае, разбивать компанию мальчишек, унизив незнакомого ребенка ради того, чтобы порадовать своего сына, было неправильно.

Проявив даже малую заботу о третьем мальчике, женщина использовала бы предоставленную Богом возможность совершить бескорыстное добро, оказать милость ради Христа. Но человек, как говорит преподобный Серафим, может не воспользоваться Божией помощью и не получить духовную прибыль. Доброе дело в таком случае человек делает только для себя, и оно не приносит ему пользы в вечности, да и в земной жизни не дает благодатного утешения.

Так в простейших повседневных ситуациях всякий раз испытывается наше стремление угодить Богу. Требуется внимание, духовная бдительность, чтобы использовать любой шанс сделать выбор в пользу Христа, поступить исходя из евангельских заповедей, а не из любых иных соображений, которые вкладывают в нас собственные страсти и лукавые духи.

Спасительная воля Божия наставляет «делать добро единственно лишь для Духа Святого», — говорит преподобный Серафим. Только так мы можем, подобно мудрым девам, запасти то масло, которое способно светло и продолжительно гореть до прихода Жениха Христа.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.