Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается. Однако никто сегодня не назовет подвижниками тех, кто перемещается вокруг планеты, используя современные средства транспорта. Никакого подвига в таком движении нет. О каком же движении мы говорим применительно к тем, кто всю жизнь пробыл на одном месте, в уединении, без достаточного питания, без поддержки других людей? Что за подвиг мы имеем в виду?
О людях, которые интенсивно, динамично двигаются по жизни, мы часто говорим: «Какой динамичный человек!» Это не вполне правильно, так как «динамичный» значит «сильный», но мы применяем это слово для обозначения человека подвижного, способного активно идти по жизни, достигать своих целей. Мы говорим: «Какой динамичный руководитель! Какой динамичный человек! Как много он успевает делать! Как быстро он идет по жизни, и с каким успехом!» А есть ли различие в значении старинного слова «подвижник», от слова «двигаться», и современного понятия «динамичный человек»? Есть, и ответ на вопрос, в чем различие, является жизненно важным для каждого из нас.
О том, кто двигается для достижения жизненных, материальных целей, говорят: «человек динамичный», но вряд ли о нем скажут, что он подвижник. Мы говорим о подвиге не тогда, когда человек перемещается в пространстве, двигается по карьерной лестнице или переходит от силы к силе и от власти к власти. Про таких мы никогда не говорим, что они подвижники. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели бытия. Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И совсем не обязательно двигаться в пространстве: можно на одном острове десятки лет прожить в одиночестве, но быть подвижником, устремленным к высшей цели человеческого бытия. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся. Для Божиего суда эти цели ничто. Достигает их человек или не достигает, для Бога значения не имеет. Для Бога имеет значение достижение только той цели, к которой стремился преподобный Нил Столобенский и сонм подлинных подвижников, не просто устремлявшихся к единственно правильной цели бытия, но и достигающих ее.
Может быть, кто-то, слушая эти слова, скажет: «Так что же, нам всем сидеть в одиночестве на островах, питаться грибами, корой, орехами?» Не призываю к этому, потому что никто из нас не способен так жить. Никого не призываю и отказаться от достижения человеческих целей, особенно тех, кто наделен определенными способностями, включая способность руководить людьми. Отказываться от призвания было бы грешно. Но как важно, чтобы подлинная цель жизни не заслонялась сиюминутными целями, обусловленными рамками нашего ограниченного земного мира! И если человек свой динамизм и умение достигать жизненных целей соединит с подвижничеством, способностью достигать единой богоугодной цели, то мы можем сказать, что перед нами гениальный человек. Таких людей прославляют сегодня и Церковь, и даже те, кто далек от Церкви.
Могу привести примеры таких людей, и в первую очередь, может быть, святого благоверного Александра Невского, который цель устроения земной жизни Отечества соединил с вечной целью приближения к Богу и духовного просвещения нашего народа. И сегодня наша молитва должна быть о том, чтобы современные люди не теряли ориентацию на жизненном пути, не теряли видения подлинных непреложных целей, чтобы динамизм жизни материальной, видимой не лишал нас возможности быть подвижниками духа. Тогда мы, соединяя божественное и человеческое, вертикальное и горизонтальное, будем иметь непреложную систему координат и сможем двигаться по единственно правильному жизненному пути навстречу вечному счастью, которые дарует нам Всемогущий Творец мира через общение с Ним.
Из слова после Литургии
в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни
9 июня 2017 года, в праздник 350-летия
oбретения мощей преподобного Нила Столобенского
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
12 июня 2017 г.
(28)