Рассуждения о милостыне

МилостыняВ переходе на станции метро «Театральная» стоят симпатичные парень с девушкой. Растерявшиеся, расстроенные, нагруженные чемоданами. В руках они держат плакат с криво написанными буквами: «Помогите на билет в Тюмень: нас обокрали». Я промчалась мимо молодых людей на большой скорости. Торопилась на встречу, да и по правде говоря, как и многие, не доверяю тем, кто просит деньги в метро. Но червячок сомнения зашевелился внутри: а может, и правда ребятам помощь нужна? Бывает же всякое: украли все вещи, документы, деньги. Тем более ребята прилично одеты и не похожи на обычных попрошаек.

Честно признаюсь, я нечасто подаю нищим. У меня двоякое отношение к тем, кто просит деньги на операцию или кусок хлеба. Прежде всего, я сразу вспоминаю прочитанные в СМИ материалы про нищую братию. Как попрошайка эксплуатирует чувство жалости прохожих, а на самом деле является элементом четко организованного бизнеса, курируемого криминальными группировками. Все, что он собирает, уходит высоко наверх, ему самому достаются ничтожные крохи от собранной милостыни.

С другой стороны — бывает так, что у людей что-то не сложилось в жизни: они несчастливы и нуждаются. И они просят, потому что имеют реальную нужду. Одна моя знакомая всегда подавала милостыню: в метро, в электричках, в подземных переходах. Когда я спросила, почему она это делает, она ответила, что её друзья собирали в поезде деньги на операцию своему больному ребенку. С тех пор она подает всем, не рассуждая и не подозревая никого в обмане. Тем более, что именно так завещает Спаситель: «Просящему дай». И в Ветхом Завете, во Второзаконии говорится: «ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».

Многие святые были согласны с такой не рассуждающей позицией, например, святитель Иоанн Златоуст: «ты, когда творишь милостыню, не испытывай жизни бедного и не требуй от него отчета в его нравах. Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным».

Давать милостыню надо искренне, от сердца, но не автоматически. Например, в случае с ребятами, которых обокрали по дороге в Тюмень, мне стоило подойти, поговорить с ними и дать координаты благотворительных организаций, помогающих людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Мне кажется, самое главное в милостыне даже не финансовая помощь, а наше внимание, участие, сочувствие. И важнее, думаю, не столько сунуть в грязную ладошку несколько монет, сколько сказать нищему доброе слово, показать, что ты уважаешь в нем образ Божий, своего собрата, оказавшегося в тяжелой ситуации. Дать ему надежду на лучшее, веру в то, что он еще сможет встать на ноги, выйти из сумрака нищеты и безнадеги. У Тургенева есть стихотворение в прозе, когда нищий просит милостыню, а у автора, как нарочно, с собой ничего нет. И он крепко пожимает грязную, опухшую руку нищего.

«— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.»

Мария Алфёрова
Источник

(8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.