Главное — любовь

смыслЯ часто слышу фразу: « Главное в Церкви — любовь ». И часто с ней не соглашаюсь, навлекая на себя подозрения, будто имею что-то против любви. Это не так. Но дело в том, что — явно или между строк — фраза обычно подразумевает продолжение: « Главное — любовь, а не что-то другое…» И удивительно, как такое сопоставление иногда играет с нами злую шутку.

Говорят, например, что главное — любовь, а не соблюдение постов. Трудно не согласиться. Но с одной оговоркой: почему-то святые говорили о любви как о вершине добродетелей и, чтобы ее достичь, прибегали в том числе как раз к посту.

Мы же говорим: « Главное — любовь » — и подразумеваем: не хочешь поститься, не хочешь напрягаться — и не надо, есть вещи по-важнее. Но, во-первых, практика жизни порою показывает, что все наоборот: пребывать в любви — намного сложнее, чем напрягаться в посте. Исполнять обряды проще, чем работать сердцем. Любить, должно быть, самое сложное. А иначе почему святые называли любовь вершиной всех добродетелей? Мы же, кажется, планируем достичь вершины как-то разом, минуя подъем.

А во-вторых, « Главное — любовь, а не что-то другое» — удобная фраза, которую слишком легко поднять на стяг, чтобы размахивать. Сразу обнаруживаешь в себе человека немелочного, не узколобого, не зацикленного на всей этой обрядовой церковности…Но почему-то такой человек напоминает мне пациента в больнице, который радостно выбросил все таблетки, когда врач сказал, что главное — вера в собственное выздоровление.

Все-таки вера в выздоровление не может стоять в одном ряду с лечением. Их взаимозависимость приходится подчеркивать именно потому, что они — из разных предметных областей. Их просто не имеет смысла сопоставлять. То же самое — как мне кажется — и в случае Церкви. Пребывать в любви — это не еще один вариант наряду, скажем, с постом. Они различаются как вершина и путь. Как цель и средство.

Потому мне кажется, что любовь не терпит сопоставлений. Ее, в сущности, не с чем и сопоставить. Фраза « Главное — любовь » — великая истина. Фраза «главное любовь, а не что-то другое» — опасное упрощение.

Константин Мацан
Источник

(12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.