Рюмка водки, накрытая хлебушком. Мобильник и пачка сигарет, опущенные в могилу дорогого покойного. Долой вилку после причастия – чтоб благодать не проткнуть. В високосный год крёстных выбирать только из родни. Порвал батюшка во время исповеди бумажку «с грехами» – грехи простятся. Забыли при соборовании кадило – больному не встать. В мае не венчайся – маяться будешь… Краткое перечисление околоцерковных суеверий потолще Закона Божьего выйдет. А ведь большинство тех, кто идёт в храм, берут с собой в дорогу полный «рюкзак» такого багажа, который по ходу воцерковления становится всё тяжелее. Что ж, совершим путешествие по миру «православных» суеверий.
Суеверие – суетная вера. Вера во все сразу, авось, что-то и пригодится. А православное суеверие? На первый взгляд оксюморон – сочетание несочетаемого. Но только на первый взгляд. Многие из тех, кто привык считать себя православными христианами, на деле тоже не прочь подстраховаться. Мол, если и не поможет, лишним не будет. Будет лишним! Потому что каждое суеверие – это нарушение или искажение какой-либо Божией заповеди. Подмена веры в Бога некими ритуальными действиями, не имеющими ничего общего с истиной. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6. 22). Суеверие же – как кривое стекло, искажающее наш взгляд.
И самое грустное, суеверный человек уверен, что он и верующий, и православный, и особо праведный, а это не так. За примерами суеверий далеко ходить не надо. И объяснения им найти совсем не трудно.
После соборования три дня не умывайся! «Закрепляют» таким образом люди действие елея. Но ведь сам елей – лишь видимое проявление Таинства. Грехи наши Господь прощает уже в момент помазывания и молитвы. И как долго потом пробудет на лице освященное масло, нисколько не принципиально.
На 40-й день отпускай на поминках душу умершего: выпили, форточку открыли – она и вылетит плавно из дому в сторону кладбища. Душа от тела отходит в момент смерти, и волен над ней по-прежнему один Господь. А совсем не тот, кто форточку открывает.
Младенца в загсе записали Анжеликой, а окрестили Анной? Про «Анну» никому не говори – сглазят! В некоторых туземных племенах вообще в курсе имени человека лишь он сам да родители. Мол, тот, кто знает имя человека, имеет над ним власть. Но мы-то с вами знаем другое: лишь Бог властен над людьми. Не волнуйтесь понапрасну, родители Анжелики!
Крещён, а жизнь не складывается – окрестись второй раз. А как же «Верую во едино крещение…»?
Бедные люди! Это сколько же опасностей их подстерегает, если вместо поклонения единому Богу изо дня в день кланяются они огромному количеству «божков» – приметам, ритуалам, предметам? Бедный батюшка! Ни кадило забыть при соборовании. Ни кольца уронить при обручении. Для суевера тут явится не просто оплошность или неосторожность человеческая – это судьба! Не встать теперь больному… Не жить в любви молодым…
Верить и молиться – огромный, постоянный, но благодатный и осмысленный труд. А руководствоваться тем, что «одна церковная баба сказала», куда проще. Вот и погрязает человек в «суетной вере». Где же Бог в этих мелочах? Забыли, как кадило…
Елена ВОРОБЬЕВА, Ирина ИВАНОВА
Источник
(34)