О ХРАМЕ

Храм Владимирской иконы Божией Матери

Храм Владимирской иконы Божией Матери построен тщанием жителей села, освящен в 1809 году.

Главный придел — летний — в честь иконы Божией Матери «Владимирская»; малый придел — зимний — в честь Святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских Чудотворцев.

Храм каменный, длина с колокольней 31 метр, наибольшая ширина 11 метров.  Колокольня трехъярусная, высота 36 метров.

В 1937 году произошло изъятие церковных ценностей. С 1941 по 1945 годы Богослужения не совершались. В годы безбожия храм разрушению не подвергался.

Престольные праздники: 3 июня, 6 июля, 8 сентября (главная дата престольного праздника) — Владимирской иконы Божией Матери ;   Гурий, Герман и Варсонофий Казанские Чудотворцы — первое воскресенье после 17 октября.

иеромонах Феодосий

С 12.01.2009г  и по настоящее время  настоятелем храма является иеромонах Феодосий / Аксенов /.

17 сентября 2009 года после капитального ремонта храм вновь освящен Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в сослужении духовенства Чебоксарского района.

При храме действует воскресная школа. Занятия — каждое воскресенье с 11:00 до 12:00. Страница Воскресной школы

 

Архивные фотографии

 ИСТОРИЯ ХРАМА

Первая церковь в селе Анат-Киняры была деревянная. Дата постройки не известна.

В 1774 году Емельян Пугачев с войском вступил на территорию Чувашии. На карте отмечены села, в которых происходили восстания крестьян. Анат-Киняры подписаны, как Первые Киняры (старое название). Крестьяне боролись с «угнетателями», не щадя церкви и священников.

Справка:
Восстания охватили Кокшайский, Чебоксарский, Цивильский, Козьмодемьянский уезды Казанской губернии, Ядринский и Курмышский уезды Нижегородской губернии, населенные в основном чувашами. С 17 по 27 июля на этой территории произошли восстания почти в 40 селах. В каждом из них участвовало по 200—800 человек всех приходских селений. Вооружившись, они громили церкви, купеческие заведения и мельницы, расправлялись со священно-церковнослужителями и другими угнетателями. Всего чувашскими повстанцами было уничтожено около двух десятков дворян, чиновников, более 120 священников и других церковнослужителей, несколько волостных сотников.

По преданию во время восстания церковь в Анат-Кинярах была сожжена. Однако богослужения и требы продолжали совершаться. Об этом свидетельствуют несколько фактов:

1. В Ведомости о Церкви, Священно – церковнослужителях и прихожанах села Анат-Киняры за 1841 год указано, что «Копии с метрических книг 1781 года хранятся в целости».

2. В Ведомости о Церкви, Священно – церковнослужителях и прихожанах села Анат-Киняры за 1845 год указано: «Приходно-расходные книги о суммах свечной и расходной значатся с 1785 года».

3. В Чебоксарском архиве хранятся Приходно-расходные книги Владимирской церкви с.Анат-Киняры с января 1801 года, в которых указано, сколько куплено воска, ладана, вина, тканей на облачение и предметов необходимых для службы.

Скорее всего, богослужения совершались во временном помещении, пока не построили новый каменный храм, освященный в 1809 году.

На месте деревянного храма была построена сначала деревянная, а позднее каменная часовня.

«В 1811 году на месте, где находился престол разрушенной деревянной церкви, была построена деревянная часовня» (из предисловия описи 1 фонда 323 Государственного исторического архива ЧР).

«Каменная часовня, построенная в 1869 году на престольном месте прежде бывшей деревянной Церкви, дохода никакого не приносит» (Ведомость о Владимирской Анат-Кинярской церкви, Казанской Епархии, Козмодемьянского уезда, а равно о Священно-церковно-служителях и прихожанах, принадлежащих к сей церкви за 1876 год).

В каком году часовня прекратила свое существование не известно. Но остатки фундамента до сих пор сохранились в огороде местных жителей, если пройти от храма двести метров вниз по улице Пионерской.

***

Самые ранние сохранившиеся документы о церкви в селе Анат-Киняры – это ведомости конца VIII века:
1. «1792 года, 8-го сентября. Ведомость о Священно — церковнослужителях Богородицкой церкви села Анат-Киняр».
2. «1798 года, 4-го сентября. Ведомость о Священно — церковнослужителях Владимирской церкви села Анат-Киняр».

 

В документах указано, что приход вместе с приписными деревнями насчитывал 396 дворов.

Дана краткая характеристика притча. В это время в храме было два священника – отец Иоанн Григорьев и Иоанн Иванов (третье священническое место свободно), два дьякона – Василий Дмитриев и Петр Алексеев, дьячки (псаломщики) – Иван Васильев, Никифор Иванов, Емельян (фамилия — неразборчиво), Петр Иванов, и пономари – Семен Борисов, Степан Иванов, Александр Петров, Никита Алексеев. У каждого указан возраст, в каком году посвящен в чин, имеет ли ставленую грамоту, обучался ли наукам, а также список детей с указанием возраста и обучения грамоте.

 

***

Новое каменное здание церкви, сохранившееся до наших дней, было построено «иждивением прихожан» и освящено в 1809 году. Сами прихожане жили в деревянных избах с соломенной крышей, но при этом они строили каменный храм с высокой колокольней и покрывали его железом.
На самом деле местное население было небогато. Несмотря на это верующие вместе со строительством храма взяли на себя обязательства по его содержанию.

В ведомости о церкви за 1841 год мы находим описание причта.
«Причта издавна положено по штату: священников три, дьяконов два, дьячков три и пономарей три».
«Дома у священно — и церковно-служителей собственные деревянные на церковной земле».
«На содержание священно — и церковно-служителей оклада не имеется».

В этот период семьи причта не получали жалования и жили за счет заказных треб, «доброхотных пожертвований деньгами». «Содержание их весьма скудно».

Для удобства духовного окормления крещеное местное население было распределено между тремя священниками по деревням.

По части 1-го священника прихожане, проживающие в деревнях: Большие Ишлеи, Малые Ишлеи, Сундырская, Большая и Малая Мамка, Шарбаши. Всего 155 дворов, 628 мужчин и 610 женщин.

По части 2-го священника: село Анат-Киняры, деревня Первые Киняры, Вторые Киняры, Малые Ишаки, Большой Мамки. Всего 164 дворов, 666 мужчин и 658 женщин.

По части 3-го священника: село Анат-Киняры, Большая и Малая Мамка, Сундырская, Большие Ишлеи, Шарбаши. Всего 180 дворов, 645 мужчин и 634 женщин.

Несмотря на кажущуюся большую численность прихода содержать храм и причт местным жителям было тяжело.

Церковная земля (усадебная, пашенная, сенокосная) сдавалась в аренду прихожанам по заключенному акту 1806 года (ведомость 1845г.), которые обязались платить священно — и церковно-служителям рожью, овсом, а вместо сена — деньгами, «но онаго обязательства третья часть прихожан не выполняют».

«Многие из прихожан по бедности своей от продолжительных неурожаев хлеба не уплачивают ни хлеба, ни сенных денег» (ведомость 1845г.).

Точно не известно, с какого года государство стало выделять средства на содержание причта, но из ведомости за 1876 год мы узнаем: «На содержание причта в сем году получено от казны жалования: Настоятель 160 руб., его Помощник 140 руб., Диаконам 70 руб. Исправляющим должности Псаломщика 36 р. и Просфирней 72 коп.».

Казне также оказалось не под силу такой расход бюджета. Штат сократили. Убрали одного священника, двух дьяконов, трех дьячков и одного псаломщика.

«По Высочайше утвержденному, сего года в 17 день января, журналу Главного Присутствия по делам Православного духовенства, при сей церкви положено быть: Настоятель, его Помощник (священник) и два Псаломщика» (ведомость 1876г.).

В таком составе причт просуществовал до отделения Церкви от государства в 1918 году.

***

Некролог о священнике, похороненном у алтаря храма

Священникъ села Анатъ Киняръ Николай Васильевичъ Смѣловскій.

6-го іюня въ 5 часовъ вечера унылый троекратный ударъ большого колокола возвѣстилъ жителямъ села Анатъ-Киняръ (Козмодемьянскаго уѣзда) и его ближайшихъ деревень о кончинѣ ихъ бывшаго любимаго пастыря, маститаго 76-ти лѣтняго старца Николая Васильевича Смѣловскаго.

Покойный Н. В. родился 2-го мая 1822-го года въ семьѣ небогатаго сельскаго священника. Рано потерявшему своего родителя Н. В. очень много пришлось перетерпѣть разныхъ невзгодъ своей спротской и школьной жизни, но всѣ эти невзгоды онъ переносилъ съ твердостію и въ 1846 году благополучно со званіемъ студента окончилъ курсъ въ Казанской духовной семинаріи. По окончаніи семинарскаго курса, за недостаткомъ священническихъ мѣстъ, Н. В. поступилъ на должность приходскаго учителя.

Въ 1849 году H. В. былъ рукоположенъ во священника ко Владимірской села Анатъ-Киняръ церкви, въ которой и трудился до самой своей смерти. Приходъ, который Всевышнему угодно было ввѣрить попеченію о. Николая, инородческій (чувашскій) и, во дни назначенія его туда пастыремъ, болѣе чѣмъ на половину состоялъ изъ язычниковъ. Такимъ образомъ на долю o. Николая выпало великое дѣло; съ одной стороны, онъ долженъ былъ просвѣщать свѣтомъ Евангельскаго ученія тѣхъ своихъ духовныхъ чадъ, которыя дотолѣ совсѣмъ незнали истиннаго Бога и поклонялись своему богу «киремети», съ другой стороны, онъ долженъ былъ заботиться о томъ, чтобы сохранить и укрѣпить въ истинной вѣрѣ тѣхъ духовныхъ чадъ, которыя хотя и имѣли вѣру въ истиннаго Бога, но вѣра эта была слабая и постоянно граничила съ языческими обрядами.

Высоко цѣня принятыя на себя обязанности сельскаго пастыря, покойный о. Николай съ первыхъ же дней своего служенія сталъ усердно заявлять свою пастырскую ревность во всѣхъ случаяхъ при исполненіи своихъ приходскихъ обязанностей. Основательно зная чувашскій языкъ, онъ при всякомъ удобномъ случаѣ, въ храмѣ и внѣ храма, велъ съ своими любимыми чадами религіозныя бесѣды, въ которыхъ, указывая на недостатки ихъ жизни, приводилъ назидательный примѣръ изъ житія того или другого Святого. Во всякое время: днемъ и въ глухую полночь, въ стужу и зной, онъ спѣшилъ къ требующимъ духовнаго врачевства, дабы причастить и утѣшить болящаго. Всегда безкорыстный и со всѣми ласковый, онъ всюду, куда онъ являлся, вносилъ съ собою миръ и радость. Такая пастырская бдительность о. Николая не замедлила приносить свои плоды. Приходскій храмъ съ каждымъ годомъ сталъ болѣе и болѣе пополняться молящимися; впослѣдствіи прежній храмъ сталъ тѣсенъ и о. Николай позаботился разширить его. Въ настоящее время прихожане усердно посѣщаютъ храмъ Божій; названіе же «киреметникъ» (поклоняющійся киремети) стало однимъ изъ самыхъ для нихъ оскорбительныхъ.

За свою пастырскую дѣятельность о. Николай не былъ оставленъ безъ вниманія и со стороны своего высшаго начальства; онъ былъ награжденъ всѣми доступными для сельскаго священника знаками отличія, начиная съ набедренника и кончая орденомъ Св. Анны 3 ст. Послѣдніе годы своей жизни о. Николай жилъ на покоѣ.

На 47 году священническаго служенія его постигъ неизлечимый недугъ, навсегда приковавшій его къ одру болѣзни и вынудившій его оставить обязанности сельскаго пастыря. Прихожане, горячо любившіе своего батюшку, были весьма опечалены, постоянно навѣщали его и не могли безъ слезъ уходить отъ него. Весною сего года о. Николая постигло новое горе, уже окончательно сведшее его въ могилу; — онъ лишился горячолюбимой жены. Ровно въ сороковой день кончины жены и самъ о. Николай тихо и незамѣтно отошелъ ко Господу послѣ 50-лѣтнихъ почти трудовъ на пользу стада Христова.
Миръ и вѣчная память доброму пастырю!

Известия по Казанской епархии. 1898, выпуск № 15 
Источник: https://yandex.ru/archive/catalog/226ce554-fd88-44dd-9367-1ef8e7ebc4c0/42

(2354)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.