Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов. Мир духовный и материальный — антиподы. И, если в материальной жизни в этом обществе потребления принято собирать, в духовной жизни, чтобы приобрести дух, надо раздавать. «Даждь кровь, прими дух» — говорили святые отцы. Богатый юноша к Спасителю пришел, говорит: «Я все заповеди соблюдаю», а Он отвечает: «Раздай имение!» — и юноша отошел от Господа со скорбью. Мы зависимы от мира, привязаны к материальному. И церковные люди тоже. Не может мертвец мертвеца спасти, или слепой слепого вести не может. Поэтому у нас и раздор, потому что мы ищем не то.
Мы ищем Бога через гордый разум, а Бог приходит через смирение. Что такое смирение? Один батюшка шутил: «Я смиренный, когда меня никто не трогает». Но смирение — не умение себя сдержать, а воздействие благодати Святого Духа. Человек должен переродиться под действием Святого Духа. Помните, с Никодимом Господь говорит о новом рождении? А мы хотим на старом построить новое. Я сам должен измениться. Себя держать в руках и над собой работать, свои недостатки все искоренять через покаяние. И, конечно же, молиться — в первую очередь, без этого ничего не получится.
Почему? Об этом мы читаем у святых отцов. Например книга-сборник «Восторгнутые класы в пищу души» отца Паисия Величковского. Самая замечательная аскетическая книга, как издатель я могу сказать.
А взаимные упреки наши — от низкого уровня духовной жизни.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон
(104)