Владимирская икона Божией Матери

ВладимирскаяНаш храм освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Подлинник этой иконы хранится в Москве в храме Третьяковской Галереи.   Владимирская икона Божией Матери, в отличие от многих уникальных икон, сохранившихся до наших дней, находится на постоянной экспозиции в храме, а не в музее. К ней всегда можно подойти и помолиться, минуя музейную кассу. Но это стало возможным только потому, что храм является частью Государственной Третьяковской Галерей, и за состоянием шедевра постоянно наблюдают специалисты. 

8 сентября (по новому стилю) 1395 году Москва встречала икону Божией Матери. Ее принесли на руках из Владимира крестным ходом. Народ по дороге плакал, причитал, просил Богородицу спасти их от хана Тамерлана. И Богородица спасла, явившись во сне Тамерлану и устрашив его Своим сиянием и властью. С тех пор Божия Матерь Владимирская почитается особо, как чудотворная.

«Мы к древним иконам подходим с трепетом. Но, в некоторых случаях просто сердце сжимается. Недавно проводили рентгенографическое исследование величайшего иконографического памятника, как томографом икону просветили. Оказалось, что она просто нашпигована гвоздями! Внутри самих досок, это выглядит как минное поле: гвозди древние, кованные, где-то обкусанные, где-то вокруг них пошла ржавчина. Это производит очень сильное впечатление…Когда атлас под оклад крепился, он прибивался гвоздями. Поменяли оклад – все заново! Ведь все это гвоздевые проколы!» — Переживает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Семеновна Городкова.

В храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, Владимирская икона особенный экспонат. Шедевр мирового искусства, уникальная икона, которую по преданию написал еще апостол Лука, а киевский великий князь, сын Владимира Мономаха Мстислав, принял в дар от византийского императора, теперь постоянно находится в московском храме. Это ее дом. Периодически икону переносят в реставрационные мастерские музея для изучения. «На такие древние иконы как Владимирская, Донская, Троицкая, Звенигородский чин, роскошное голубое Преображение Феофана Грека, у нас есть большое досье. Вся история бытования в Третьяковской галерее в первую очередь, паспорт хранителя, комплекс исследований, которые мы проводим. Особенно это важно для двусторонних икон. Владимирская, кстати такая. У нее на оборотной стороне орудия Страстей Христовых. Чтобы понять внутреннее содержимое иконы, мы делаем послойный ренген, смотрим макросъемку, сохранность, трещины…», — рассказывает главный хранитель музея Татьяна Семеновна Городкова.

Источник

 

(294)