До каких пор мы будем грешить? Архимандрит Нектарий Мулациотис

ИсповедьЧеловек зачастую не принимает многого всерьез и поэтому не осторожен. Он ходит на исповедь,  а потом снова грешит, как ни в чем не бывало. Точно так же он ведет себя и за рулем. Во время езды он не следит за дорогой, наслаждается скоростью, выписывает виражи, но в один прекрасный момент вдруг раздается резкий звук, и тогда он понимает, что попал в аварию и разбил машину.

Теперь я спрошу вас: когда этот молодой человек вернется домой, что он скажет отцу? Конечно, он будет плакать, просить у родителей прощения и уверять, что впредь будет более внимательным за рулем. Но все мы знаем, что молодые люди по причине своего возраста быстро забывают о том, что недавно просили прощения, каялись и плакали. Конечно, этот молодой человек не исключение: он быстро забудет о недавнем раскаянии и снова будет вытворять со своими друзьями то же самое. Но только до тех пор, пока вновь не услышит характерный резкий звук и не поймет, что разбил машину во второй раз. И он разобьет ее еще раз, и в третий раз, и в четвертый. Разумеется, всякий раз он будет возвращаться домой, склонив голову от стыда, и со слезами обещать, что впредь будет водить машину внимательнее.

Я уверен, что этот молодой человек уже после второй аварии начнет водить машину осторожнее, но из-за своей неопытности еще не раз будет попадать в неприятные ситуации на дороге… А его отец, боясь потерять сына в какой-нибудь аварии, может накричать на него, может выругать его, но в конце концов все равно простит свое чадо, потому что любит его, потому что он – плоть от плоти его и вся его жизнь!

А теперь скажите мне: если плотский отец проявляет такую любовь к своему сыну и прощает его, возможно ли, чтобы наш Небесный Отец проявлял к нам меньшую любовь? Конечно же, нет! Проявляя долготерпение, милосердие и любовь, Он ждет, как и наш плотский отец, когда же мы наконец повзрослеем и образумимся, когда начнем исправляться и перестанем позволять себе жить во грехе.

Вы спросили, доколе это будет продолжаться, то есть до каких пор мы будем грешить, а потом каяться, вновь грешить и вновь каяться, — и не будет ли это обманом перед Богом. Полагаю, всего сказанного мною прежде вполне достаточно, чтобы ответить на этот вопрос. Но я, тем не менее, хотел бы привести вам еще один пример, который бы дополнил мой ответ.

Если мы, наполнив благовонием какой-нибудь сосуд, спустя всего несколько минут опорожним его, будет ли он благоухать без благовония или нет? Конечно, будет! Всякий раз, когда мы вливаем благовоние в сосуд, пусть даже и сразу опорожняя его, он продолжает благоухать и долгое время сохраняет устойчивый аромат.

Люди, дорогие мои братья, подобны сосудам, а Святой Дух, нисходящий на них во время отпущения грехов, — благовонию. Регулярно исповедуя свои грехи, человек, сам того не замечая, начинает благоухать от благовония Святого Духа. Его переполняет радость от соприкосновения с благодатью, и он начинает отвращаться от зловония, которое вызывает в его душе грех. В конце концов человек взывает к Святому Духу, чтобы Тот постоянно пребывал в сосуде его души, то есть в его теле.

Итак, человек, который исповедуется, а затем грешит, потом вновь исповедуется и вновь грешит, в конце концов, одолевает сатану в духовной борьбе и становится благоухающим сосудом Святого Духа. Поэтому не будем отчаиваться, но всецело обратимся к покаянию!

Архимандрит Нектарий Мулациотис

Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса, старца монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Греция) «Иисус – возлюбленный сердца моего». Издательство монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Фокида), 2013 г.

 

(217)