О благодати Божией

Святейший Патриарх КириллИ Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множеством ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей через посредство предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя (см. Мф.9:20-23). Исцелялись те, на кого падала тень проходившего апостола Петра (см. Деян.5:15). Исцелялись от прикосновения платков (см. Деян.19:12), частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов, в том числе водой, ведь именно так еще при пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана освящались люди.

Другими словами, в нашем мире и в нашей жизни все взаимосвязано — духовное и материальное, и мы знаем точно, что без Божественного начала и Божественной силы не может существовать материальный мир. Господь посылает Свою благодать на всё — на весь космос, на живое и на неживое, но особым образом Он направляет Свою благодать на предметы, связанные с религиозным опытом людей. Мы знаем о существовании чудотворных икон, мы знаем о существовании чудотворных предметов. И сегодня мы все с вами были соучастниками таинства великого освящения воды, когда вода — физический предмет, химическая субстанция — пронизывается благодатью Божиею, не теряя своих материальных свойств, но обретая особое духовное свойство. Другими словами, весь многотысячелетний религиозный опыт людей свидетельствует о том, что Божественная сила действует не только непосредственно на сознание, ум, волю или физические силы человека, но и передается через предметы, которые Богом избираются для того, чтобы быть хранилищами и раздаятелями благодати.

Мы особенно чувствуем силу благодати Божией, исходящую от священных предметов тогда, когда соприкасаемся с общехристианскими святынями. В этом году по милости Божией со Святой горы Афон к нам привезены Дары волхвов — великая святыня, которая с первых дней существования христианства хранилась вначале в семье Девы Марии и Иосифа Обручника, а затем в Иерусалимской христианской общине. Эта великая святыня, к которой прикасались руки Самого Спасителя и Его Пречистой Матери, напитана Божественной благодатью, и она отдает благодать людям на протяжении двух тысяч лет. Все православные люди знают, какова сила подлинной святыни, на которой почиет Божественная благодать, и многотысячные очереди, что выстраивались в нашем граде и в Петербурге, и еще будут выстраиваться в Минске и в Киеве, свидетельствуют о горячей вере людей в то, что через эти священные предметы, привезенные к нам для поклонения, благодать родившегося в Вифлееме Спасителя передается тем, кто с верой к ним прикасается.

Всегда были, есть и будут люди, которые не верят в Бога и для которых все то, о чем мы говорим, не существует. Не потому, что они могут доказать обратное, а просто потому, что им не дано поверить до какого-то момента их жизни, ведь вера есть Божий дар. То, что эти люди не признают святынь, — понятно. Но скорбью наполняется сердце, когда люди, называющие себя православными, уподобляют идолопоклонникам своих братьев и сестер по вере, которые многие часы стоят для того, чтобы поклониться святыням. Здесь уже нельзя сказать, что эти люди не знают учения Церкви, что они не знают тех примеров, которые я сегодня привел, что они не знают, что все то, к чему прикасается благодать Божия, становится носителем этой благодати. Какой же грех на душу принимают эти люди, которые своими публичными высказываниями пытаются осквернить добрые и светлые чувства тех, кто с глубокой верой идет навстречу Богу, прикасаясь к святыням!

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы
19 января 2014 г.

(8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.