Бог, и только Бог, может ответить на нашу нужду

Рождественское богослужениеВетхий Завет постоянно говорит об идолослужении – Бог, через пророков, обличает Свой неверный народ. Один из образов, к которому прибегают пророки – образ супружеской измены: “Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь” (Иер 3:20) У жены, которая “вероломно изменяет” есть потребности – в утешении, в доме, в пропитании, в безопасности. Ее беда – и ее преступление – в том, что она ищет удовлетворения этих потребностей где-то на стороне. Идолопоклонники искали у своих идолов того, что должны бы искать у Бога – защиты, утешения, мистического опыта… Насколько актуальна эта проблема для нашего времени?

Мы и не знаем толком, кто такие Ваалы и Астарты и как они выглядели. При слове “идолопоклонство” возникает картина каких-то дикарей, пляшущих вокруг деревянного истукана – людей, точно непохожих на нас. Но идол – это не обязательно деревянное или бронзовое изваяние. Это может быть что угодно – что-то, у чего мы ищем удовлетворения тех наших потребностей, которые может удовлетворить только Бог.

Мы все нуждаемся в осмысленности и оправдании нашей жизни, в осознании своего единства с другими людьми, в переживании подлинности и принадлежности – и люди ищут всего этого в поклонении идолам. Для кого-то это погоня за удовольствиями. Для кого-то – за достижениями.
Для кого-то это модные гаджеты модного производителя – некоторые корпорации уделяют большое внимание формированию “брендовой лояльности”. Но самая тяжкая форма идолослужения – это политические страсти. Редко кто убивает за последнюю модель гаджета; за свою модель политического устройства люди убивают сплошь и рядом.

Почему? Потому что люди ищут в политике того, что им надлежало бы искать в вере – оправдания, смысла, единства с ближними. Очень часто сам язык политики приобретает квазилитургический характер, собрание политических единомышленников видится как ковчег спасенных, те, кто отказываются в него войти – как толпа отверженных. Добро и зло уже определяется сообразно политическим симпатиям: за нас – хороший человек, против – нехороший
Религия – если ей остается здесь место – играет вполне служебную роль, священникам предоставляется уверять людей, что Бог на их стороне, иначе их самих записывают в пособники врага. Любые сомнения в правоте своей стороны причиняют глубокую боль и отвергаются с негодованием – слишком много завязано на эту преданность “своим”.

И сама эта боль – признак того, что люди прилепились к чему-то не тому. Бог, и только Бог, может ответить на нашу нужду в принадлежности, осмысленности и оправдании. Наш Государь – Господь Иисус, наша Родина – Небесный Иерусалим, наш народ – Церковь, наша национальность – христиане.

Источник

(18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.