Таинства и обряды церковные не являются самоцелью

Тайная вечеряВо всех церковных Таинствах и обрядах, установленных Богом и святыми людьми по внушению Духа Святого, мы должны видеть живого Господа и Его образ и подобие – живого человека, то есть ближнего своего. Нам не следует поклоняться букве, но духу. Об этом нас предупреждает также и митрополит Антоний

Сурожский в своем докладе, сделанном в Московской духовной академии 25 декабря 1973 года, опубликованном в книге «Пастырство». Он говорит следующее: «Мы тоже создаем себе кумиров в своем роде. Есть люди, которые создают кумира на низшем уровне из типикона, из уставного богослужения, из определенного типа пения, из определенного типа иконописи. Все это – правда, все это справедливо; но это не все. Есть место у святого Григория Богослова, где он говорит, что если мы соберем все данные Священного Писания, все учение Церкви о Боге и из этого сделаем вполне законченную картину и скажем: “Вот наш Богˮ, мы станем идолопоклонниками. Потому что все, что мы знаем о Боге, это отблески и приближения, а Бог всегда бесконечно глубже и больше, и всякая законченная картина – ложь, идол. Поэтому нам самим надо в этом отношении быть осторожными».

Вспоминаются слова монахини Елевферии, которая десятки лет была помощницей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она говорила: «Разве дело в свечке, дорогой? Дело не в свечке. Можно миллион свечек поставить – и все впустую. А можно ничего не поставить, со смирением, как тот мытарь пришел: “Боже, милостив буди мне грешномуˮ. И ничего не поставил. А тот положил незнамо сколько жертв и пошел в ад. А этот пошел оправданный».

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что Таинства и обряды церковные не являются самоцелью, конечной пристанью нашего Церковного корабля. Нет. По мысли святителя Феофана Затворника, они являются благодатными средствами, которые помогают человеку восстановить утраченное богообщение. Они – это двери, через которые мы входим на небеса. Двери, а не потолок.

Какая же тогда цель христианской жизни? Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Духа Святого» и в Нем добродетелей: смирения, покаяния, сокрушенного плача о грехах и любви к Богу и людям; любви как высшей добродетели, потому что Бог есть любовь.

Иерей Андрей Чиженко
Источник

(17)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.