Личное пространство

вера, жизнь, смыслНедавно мы с младшим сыном посетили очень интересный московский музей под названием «Живые системы». В нем показывают и рассказывают о том, как устроены живые организмы, в том числе и человек; все экспонаты музея можно потрогать, запустить в действие. А меня в этом музее заинтересовало зеленое кольцо, нарисованное на полу. Оно определяет размер персональной зоны каждого человека: то расстояние, на которое комфортно к нему приближаться. Это расстояние вытянутой руки — от полуметра до метра. В этой зоне мы взаимодействуем с семьей и друзьями, допуск в эту зону есть знак доверия и дружбы. Еще более близкий контакт — до полуметра — это интимная зона, куда допускаются только самые-самые близкие.

И я задумалась о необходимости личного пространства каждому человеку. Не только чисто физического пространства на расстоянии вытянутой руки, но и психологического личного пространства, внутрь которого не допускаются без разрешения даже самые близкие. И это правильно, когда у каждого человека, в том числе и ребенка, есть неприкосновенное индивидуальное, куда не лезут, не ломятся, и это — его личное пространство.

У одного человека это пространство шире, у другого уже, но потребность в такой собственной территории, полностью контролируемой и безопасной, универсальна. Это пространство воспринимается человеком как часть собственного «я» и поэтому так болезненно воспринимаются посягательство на эту территорию, как нападение, от которого необходимо защищаться. В дневниках Пришвина есть мысль о необходимости защищать «святыню самости» каждого человека. На Западе эту святыню самости называют «privacy» — у нас это переводится как приватность.

К сожалению, не все это понимают. И сегодня очень часто бывает, что жены читают личную почту своих мужей, выискивают в телефонах крамольные смски. «Как же так?» — думают они, — «Если я не буду этого делать, я не смогу держать мужа под контролем, он распустится и найдет себе другую. Нет уж, лучше я потихонечку просмотрю его телефон, обшарю его пиджак в поисках записок…» Также можно услышать, что матери без спроса вламываются в комнату своих взрослых детей… Очень часто это происходит потому, что с ними в детстве поступали также. И нет опыта, как оберегать чужое личное пространство, как не ломиться туда, куда не стоит ломиться. И такую мать даже обижает, когда подросток закрывает свою комнату на ключ и прячет от нее свои личные записи под пароль. Но все-таки стоит научиться соблюдать личное пространство своих близких. Ведь ребенок, к границам которого родители относятся с уважением, научится и сам уважать собственные и чужие границы, сможет впоследствии постоять за себя, поймет, что он хочет, и возьмет ответственность за свои решения.

Но тут могут мне задать такой вопрос. Как же не проверять личные сообщения своего подросшего ребенка, если со всех сторон рассказывают страшные истории про подростковые группы в соцсетях… Как с этим быть? Если подросток ничего не рассказывает дома, как понять, что у него в жизни происходит, если тайком не читать его переписку?

Единственный способ узнать, что происходит в жизни моего ребенка — выстроить с ним доверительные отношения. Посмотрите: ведь наш Отец Небесный очень уважительно относится к нашей личной свободе, никогда ничего не навязывает. Уважение и поддержка, а главное — контакт с подростком — вот, что поможет мне хотя бы примерно представлять себе, как и чем он живет, что его волнует и огорчает. Только так, и никак иначе: не насилием, не взломом границ. И они будут благодарны за это своим родителям. Взаимное доверие и уважение — очень хрупкие и нежные цветы, но их можно и нужно вырастить совместными усилиями на семейном поле.

Мария Алферова
Источник

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.