Объяснение Божественной Литургии

Чтобы понять Божественную литургию, нужно помнить, что в ней не предполагается и она не может воспроизвести жизнь Христа в подробностях и полно. В таких подробностях в богослужении жизнь Христа воспроизводится в течение целого богослужебного года. Например, страдания Спасителя подробно вспоминаются в Страстную седмицу; Воскресению уделяется неделя Пасхи и сорок дней по Пасхе до Вознесения.

Остальные моменты жизни Спасителя вспоминаются в так называемые Господские праздники: Рождество, Сретение, Крещение и т. д. А Литургия лишь контурами, лишь штрихами рисует перед нами жизнь Иисуса Христа и всю картину Его жизни переплетает молитвами.

Христианин должен знать, какой момент жизни Спасителя вспоминается в том или другом месте Литургии, и в своих молитвах обращаться к Господу и родившемуся, и готовящемуся выступить на общественное служение, и явившемуся народу, и идущему на страдания, и страдающему, и положенному во гроб, и воскресшему, и возносящемуся на Небо. Только тогда пред его глазами встанет во весь рост жизнь Спасителя, и каждый момент его жизни будет отмечен и освящён молитвой. Так нужно молиться за Литургией, как бы живой Христос проходил пред нами во все моменты Своей жизни. Молясь так, будешь ценить Литургию и получишь неизреченное богатство от такой встречи со своим Господом».

«Закончилась Литургия, но ни на миг не прекращается жизнь «странника и пришельца на земле» (Евр. 11, 13) – христианина. Переступив порог храма, он волей-неволей должен погрузить ся в жизнь, поставить себя в семейные, общественные, служебные и всякие иные отношения. Чувствуя полное отвращение к греху и храня себя «неоскверненным от мира» (Иак. 1, 27) он обязан всегда и везде видеть перед собою Христа и неуклонно идти за Ним, следуя и примеру Его жизни, и Его заповедям. Он должен каждый вздох, каждое биение сердца, каждую мысль и слово, желание и поступок посвящать Богу и ближнему. Он должен во всех своих многочисленных жизненных проявлениях являть свою принадлежность к обществу Христову, быть «не от мира сего» (Ин. 17, 16).

Такое его поведение явит миру небесное его происхождение. Тогда не только поступки его, но и самая внешность, лицо, одежда будут говорить
людям, что это христианин: «Имейте любовь между собою, и по этому узнают, что вы Мои ученики» (Ин. 13, 35).

Если человек овладел и уже носит в своем сердце эту любовь, то уже невозможно будет не узнать, что он ученик Христов. Это будет сквозить во всех важных и не очень важных проявлениях его жизни. Так создается человек – носитель Божьего Царства. Такими людьми бедна наша современная
действительность, но ими богата была эпоха первохристианская. Язычникам не было труда узнать, кто исповедует Христово учение. Если на лице и
на всей внешности человека лежит небесный отпечаток, особенная, неземная, христианину только свойственная одухотворённость, то стоит хотя
бы на площади подойти к нему, оскорбить его, и он не ответит оскорблением, а наоборот обнаружит желание подставить обидчику другую щеку,
то не может быть сомнения: он – христианин.

Вот таким обязан быть христианин в жизни. «По плодам их познаете их» (Мф. 7, 20). А без плодов, без этого умения жизнью своею являть свою
принадлежность к христианству человек не может быть христианином, а является бесплодной смоковницей, которая, если не удосужится принести
плода, неизбежно засохнет. Одно из самых могущественных средств, дающих возможность жить истинно христианской жизнью, есть возможно частое участие в Божественной литургии».

 

Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной Литургии. М.: Отчий дом, 2010. С. 34-35, 97-99.
Источник

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.