С появлением анастезии человек стал одиноким

болезньВведение анастезии в медицинскую практику привело к нетерпению человеком боли вообще в самом широком смысле слова. «Сегодня господство анестезии можно считать всеобщим и универсальным: современный человек вполне может быть назван «человеком анестезированным», человеком обезболенным. Причем анестезия прочно овладела не только телесной, но и душевно-духовной природой человека, чему свидетельством является бесчисленное количество предлагаемых современному человеку в том или ином виде анестизирующих душевную боль антидепрессантов и иных такого же рода средств. Последствия этого факта, безусловно, трагичны для человека. Привычка к душевному обезболиванию приводит либо к не способности перенести то, что обезболиванию еще не поддается, либо к нежеланию терпеть без обезболивания что бы то ни было вообще.

Если же к области страдания отнести еще и муки совести, то станет очевидным, что господство анестезии не могло существенным образом не сказаться и на нравственном облике современного человека.

Именно тем же господством анестезии объясняется, например, и все большее одиночество современного человека, ведь общение даже с самыми близкими нам по крови или по духу людьми неизменно чревато болью и страданием.

Действительно, прикасаясь к предмету или к человеку, я испытываю его прикосновение к себе. С этой точки зрения наше взаимное прикосновение есть со-прикосновение в равной степени для каждого из нас. Однако при этом прикосновение к чужой ране безболезненно для меня и наоборот: прикосновение к моей ране безболезненно для другого. Таким образом, акт соприкосновения (физического или душевного) всегда потенциально чреват для меня либо собственной болью, либо необходимостью принять в соображение чужую боль, то есть со-страданием, которое есть в свою очередь страдание для меня самого. Вполне понятно теперь, что с точки зрения «человека анестезированного», если невозможно обезболить акт общения, то лучше отказаться от него совсем.

Кроме того, страх боли, нежелание и неумение переносить боль своим следствием имеет нетерпение, как важнейшую характеристику человека анестезированного.

Нет необходимости доказывать, что дар терпения, как и дар страдания, является необходимым условием спасения – в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19). Иными словами, многозначное понятие стяжания души включает в себя деятельное и терпеливое, созидающее навык исполнение Христовых заповедей. А значение последних, также вне всяких сомнений, не ограничивается внешним запретом или наоборот призывом к действию.

Заповеди Христовы суть внутренняя структура и изначальный проект человека, как образа Божия и существа, в котором духовное определяет телесное, а не наоборот. Их исполнением, душа стяжавается, созидается такой, какой ее задумал Господь; их забвением или преступлением – разрушается, как всякая нарушившая внутренние законы своего существования тварная сущность.

Нет жизни по заповедям без терпения, нет терпения без благодати. Однако для не знающего и не ищущего благодати современного человека этот дар подменяется проанестезированным нетерпением, оборотной стороной которого, очевидно, должны стать все сокращающиеся периоды между приемами анестезии и все большая неспособность обойтись без нее.

Сегодня миф об Орфее и Эвридике должен быть прочитан прежде всего как миф о нетерпении: Орфей был нетерпелив и, оглянувшись, потерял Эвридику – душу.

Действительность оправдывает и превосходит здесь самые худшие предположения.

Браки распадаются из-за обид по мельчайшим бытовым поводам.

Подростки кончают жизнь самоубийством, получив плохую оценку в дневнике или не обнаружив достаточного количества лайков под своими фотографиями в соцсетях.

«По данным ВОЗ к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на 2 место среди других причин смертности. Причина этого, по мнению экспертов ВОЗ, – утрата традиционных религиозных и семейных ценностей» 8. А мы уже выяснили выше, что отказ от религиозных и семейных ценностей – это отказ от терпения и страдания, отказ от непроанестизированной жизни.

Нетрудно также сделать заключение о том, что распространение эвтаназии, которая очевидным образом завоевывает все большую популярность в мире, напрямую связанно с идеей анестезии, подменившей собой идею анастазиса – воскресения.

Наконец, если, по Паскалю, только выбор в пользу страдания может почитаться подлинно свободным выбором, то отказ от страдания есть, следственно, и отказ от свободы. Сознательно и последовательно выбрав анестезию на всех уровнях, современный человек сознательно и последовательно отказался от данной ему Богом свободы.

Таким образом, «человек анестезированный» есть человек, не знающий угрызений совести, не отвечающий за свои желания и поступки, не имеющий терпения, одинокий и боящийся любви».

Читать статью прот.Павла Хондзинского полностью в источнике

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.