Религиозное образование

Книга на церковнославянскомЯ вижу, что в 1990-е и 2000-е годы Церковь виделась как некая альтернатива Советскому Союзу, другая идеология и вообще способ наладить жизнь. А Церковь – не про «наладить жизнь», она про Царствие Небесное. И тем более не про то, как что-то сделать, чтобы стать здоровым, богатым и мудрым. Поэтому сейчас у многих естественным образом проявляется некоторое разочарование.

Вообще, если в 90-х годах XX века люди набрасывались на любую возможность к богословию приобщиться, то сейчас мы видим сокращение интереса к богословскому образованию.

Заметны два течения, притягивающие людей. Первое – течение «священной традиции»: есть некий правильный способ жить, с утренним и вечерним правилом, с посещениями богослужений, со знанием, что в какой день можно и нельзя есть, – священный порядок жизни, который должен обеспечить хороший результат, как минимум – хорошую спокойную жизнь без кризисов и проблем, а в более продвинутом варианте – плавное вхождение в Царствие Небесное. Это одна крайность, которая привлекает к себе людей: желание все сделать «правильно».

Другое течение, наоборот, подводит к тому, что и так уже все хорошо, живи как живется, но получив на это «божественную санкцию»: Христос аскезе не учил, Христос учил только любви, и весь накопленный традицией тяжелый хлам только отпугивает людей от Церкви, надо быть проще, упростить богослужение, отменить посты, забыть про всякую святоотеческую литературу, а на случай, если кто-то не может насладиться этой простотой и божественной любовью, и продолжает заморачиваться, нужно немного подучить батюшек психотерапии.

И там и там образование, знания как таковые не нужны. В первом случае нужно немного формального знания традиции, плюс есть несколько правильных книг и духоносные батюшки, которые все скажут. Во втором случае и так все ясно и понятно, и достаточно читать Евангелие в хорошем переводе на русский язык и, может быть, несколько книг митрополита Антония Сурожского.

А вот пройти средним путем – это требует усилия, и умственного, и духовного: потому что с одной стороны, читать святых отцов, Священное Писание – это не только умственное упражнение, но и упражнение, несомненно, духовное, как и молитва. А с другой – жить при этом не в каком-то воображаемом монастыре, или давно исчезнувшей империи, а среди реалий сегодняшнего мира, в том числе и своей собственной.

Поэтому мы очень рады всем людям, которые готовы прийти и понести труды в виде учебы.

Ведь прежде, чем именоваться христианами, верные назывались учениками.

Труды эти не маленькие, но мы не собираемся снижать планку в надежде, что, получив такое образование, вы сможете нести подлинное знание о зрячей, понимающей вере в мир, где это понимание очень нужно.

Из ответов директора ИДО протоиерея Геннадия Егорова на вопросы учащихся в ходе прямой линии, прошедшей в декабре 2019 года
Источник

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.