Как заинтересовать ребенка, рассказывая о Боге

церковь детиДетям необходимо сказать: я прекрасно знаю, что вы, ребята, далеки от религии, возможно и от Церкви; вы не видите в этом всем смысла, но вы станете старше и поймете, что без этого нельзя жить. Только Христианство – ответит на все вопросы, которые у вас возникнут в жизни, поддержит во всех ситуациях. Только Христианство всем вашим мыслям, чувствам, делам придаст статус вечности.

Вы влюбитесь, и вам станет страшно, что это может закончиться со смертью, и вот тут приходит Христианство на помощь. Оно говорит: любовь никогда не закончится, мы лишь перейдем в вечность, в другую форму бытия… Вы, ребята, в жизни будете терять самых дорогих людей, и тут вам Христианство опять скажет: это лишь на время, смерти больше нет…

Вы вырастете и подумаете, зачем заниматься наукой, если земля и человечество обречены на гибель, как и все в космосе… И опять Церковь вам скажет: все ВЕЧНО, ничто не исчезнет, и каждая ваша мысль, каждое доброе дело – кирпич в деле миросозидания, в деле строительства мира. Бог строит мир. Нас Он призывает в помощники…

Важно не дать детям сумму теоретических знаний, но рассказать им, что Бог близок, что Бог ждет от каждого свободного решения: жить с Ним, или без Него.

Это, конечно, не исключает и теории в богословии, о котором мы будем рассказывать, но важно, чтобы теория не доминировала, не заслонила другое: живое чувствование Бога, или осознание, что Бог близок к нам, Бог с нами, и хоть я пока не хочу, или не готов протянуть Ему руку, Он терпеливо ждет.

Так, когда-то, в начале 90-х годов, я преподавал Основы православия молодым девушкам в Музыкальном училище. Девушки относились к предмету абсолютно несерьезно. Их в то время занимали другие мысли… Никто из них не ходил в Церковь и вряд ли верил в Бога. И вот, прошли годы, и я встречаю некоторых и вижу, что их жизнь изменилась. Несчастная любовь, тяжелое материальное существование, дети, которые болеют и страдают… И девушки поворачиваются к Богу. Одна из них (разведена, осталась с больным ребенком на руках) сказала: «Я раньше никогда не думала о Боге. Но когда мне стало невыносимо тяжело и плохо, я вспомнила Ваши слова о том, что Бог всегда нас ждет и всегда любит. И я обратилась к Богу и теперь другой жизни, без Него, не представляю…»

Другой характерный пример. Я преподавал некоторое время в школе детям 6 лет. Это была светская школа, светские дети, и мой предмет шел всего один раз в неделю.

Но детки любили уроки, всегда с нетерпением ждали. Я старался, прежде всего, дать не сумму знаний, но чувствование, что Бог   это близкое любящее Существо, и что мы можем встретиться с Ним и общаться… Потом я из этой школы ушел. И вот через 4 года я встретил в соборе, где служил, девочку, которую, как мне казалось, я где-то уже видел. Я наблюдал за девочкой около месяца, но не мог вспомнить, где я ее встречал. И когда я подошел и спросил, девочка ответила: «Вы преподавали у нас в школе. Тогда я училась в первом классе… Родители мои неверующие, и они мне не разрешали ходить в Церковь, а теперь я уже немного выросла, учусь в пятом классе, и они мне разрешают самостоятельно гулять, и я хожу в Церковь…» Я был поражен и спросил, что эта девочка (ее зовут Маша) помнит из моих уроков. Не помнит почти ничего, но говорит, что с тех самых пор она верила в Бога, молилась Ему и мечтала встретиться с Ним в Таинствах Церковных.

Мне было еще интересно, кто-то из ее класса верит в Бога? Сказала: да, верят, и некоторые ходят в Церковь, а также помнят мои уроки, но не истории (о них остались весьма смутные воспоминания), а мои слова о Боге, Таком великом, любящем, милосердном…

И дело здесь не в выдающейся личности преподавателя, каковой в моем случае и нет, а в правильной методологии. Детям показали, что Бог – любящий Отец, и этот Отец ждет от нас действий, хочет, чтобы мы жили не кое-как и не сами по себе, а только с Ним… И дети прочувствовали это на своем маленьком, но полноценном опыте. Они мало, что помнят о Библейской Истории, которую я им рассказывал, но помнят о любви Божией и сами любят Бога.

После всего сказанного важно подчеркнуть, что я не выступаю как противник теоретического преподавания. Считаю, что Катехизатор должен быть максимально развит и начитан, чтобы вести полноценные уроки.

Я считаю, что люди, не читающие религиозную литературу, не имеют права катехизировать и преподавать. Те, кто думают, что им достаточно для религиозного развития слушать воскресную проповедь да листать популярные религиозные журналы с картинками — не имеют права приступать к Катехизации.

Преподавание требует максимальной религиозной эрудиции, причем следует стремиться к тому, чтобы каждый урок был событием, праздником для ученика.

Священник Константин Пархоменко

 

Источник

(355)