В воскресенье в музее мы говорили о грехопадении прародителей, как архетипе всех человеческих грехов. Бог безмерно благ. И поскольку падение было допущено Богом, значит, и в этом трагичном событии заключен благой смысл, значит – это лучшее, что было возможно в данной ситуации для человечества. Адам и Ева были созданы не для того, чтобы просто блаженствовать в раю. Они должны были совершенствоваться в Боге. На каждом новом этапе они должны были становиться лучше.
В школах в конце учебного года дети сдают экзамены, подтверждающие, что они готовы для перехода в следующий класс. Если экзамен пройден успешно, то ребенка переводят, если же нет, то дают шанс исправиться. Учитель в силу опыта прекрасно знает способности и уровень подготовки своих учеников. А для самих учеников результаты экзамена часто становятся неожиданностью. Нечто подобное было в раю.
Грехопадение обнаружило, что Адам и Ева оказались неспособными преодолеть соблазн. Живя в раю, они не совершенствовались как должно. Бог знал, что первые люди уклонились от полноценного осуществления Его замысла и не справятся с испытанием. Но, видимо, уже не было других способов наставить их на путь спасения. В результате падения Адаму и Еве открылось их истинное духовное состояние, они узнали духовную правду о себе. Эта правда принесла людям скорбь, но она также стала основанием для их подлинного духовного возрастания.
Диавол приступил к Еве с вопросом:
«подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
Не распознав обман диавола, Ева отвечает:
«…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».
На что диавол произносит откровенное богохульство и ложь:
«Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Мысль о том, что Бог что-то скрывает от людей, приводит Еву к тяжелым сомнениям и переходит во внутреннее состояние богоборчества. Перед нею тяжелый выбор: либо – самостоятельное постепенное бесконечное совершенствование через осуществление воли Божией, либо – мгновенное достижение равенства с Богом. Ева выбирает второй вариант.
«…и взяла плодов его (дерева) и ела».
Важно заметить, что диавол не заставлял и даже не просил её нарушить заповедь. Он использовал естественное стремление людей к обожению, но направил его против Бога.
Почему жена приняла богохульную ложь?
Ложь находит место в человеческом сердце только тогда, когда человек оскудевает в любви. Когда человек любит, недостатки любимого незаметны или не значимы для него. Любовь обращена к самому лучшему и покрывает милосердием и прощением.
Принятие клеветы на Бога ясно свидетельствует, что Ева не возрастала в раю, но постепенно ослабевала в любви к Богу. Её любовь постепенно приняла искаженные формы – любовь к миру стала превосходить её любовь к Богу.
Жена предлагает запретный плод своему мужу, тот, вкушает его без малейшего сопротивления. Почему он не возмутился поступком жены? Как это стало возможно?
Это возможно только при одном условии: если любовь Адама к жене была больше его любви к Богу. Бог, конечно же, не запрещает супружескую любовь. Однако в любви Богом предусмотрена определенная иерархия, на вершине которой стоит, прежде всего, любовь к Богу.
Итак, именно искажение любви в Адаме и Еве стало главной причиной их грехопадения.
Адам должен был возрастать в любви к Богу. Она возводила бы его на новые ступени бытия, а любовь к ближнему поддерживала бы его в моменты искушений. Но любовь к твари стала для него якорем, мощно прикрепившим его и жену к земле.
Использована книга протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии»
(39)